aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Наконец, после нескольких подступов, решительно взялся за прочтение капитального труда А.А. Новосельцева «Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века». Книга чрезвычайно обстоятельная и содержит массу интереснейших подробностей, некоторые из которых я буду здесь публиковать. Начну с этого отрывка о русско-крымских переговорах после татарских нападений на южные окраины Руси в 1632-1633 гг., в значительной степени предопределивших неудачный для нас исход Смоленской войны.

Московские посланники Ансимов и Акинфиев, вместе с гонцом Мубарек Гирея Джумаш мурзой, прибыли в Крым 23 октября [1633 г.], а 20 декабря Джанибек Гирей уже принес перед ними шерть в мире и дружбе… Впрочем, требование посланников о выдаче всего захваченного в течение 1632 и 1633 гг. русского полона было явно безнадежно. Маметша ага отвечал посланникам, что царь полона не отдаст, потому что он и сам в нем «не волен, и царя в таком деле никто не послушает, да и сыскать того полону негде: хто кого взял, тот тово и продал»… Маметша ага отказал также и в установлении пониженной выкупной суммы за полонянников: и из-за этого царь ссориться с Крымом не станет. Посланники сделали тогда последнее предложение об обмене пленными – русских на татар. Ответ царя очень характерен: «И им де те татаровя также не дороги и их не спрашивают», «даром не спросит».
А.А. Новосельский. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М.-Л., 1948. С. 197-198
Вот так – захваченные русскими в плен татары не нужны крымскому хану обратно даже даром! Трудно придумать более яркий контраст тем титаническим усилиям, которые предпринимало московское правительство для освобождения попавших в татарский полон русских людей. Причём эти усилия одинаково распространялись на людей всех сословий – от знатнейших бояр до холопов, которые, кстати, в случае самостоятельного бегства из татарского полона обратно на Русь автоматически освобождались из холопского состояния. Этот пример показывает нам, насколько сильно было общенациональное чувство в Московском Царстве, а также что во всяком случае в отношении к своим подданным оно было однозначно европейским христианским государством.
Tags: Дюжина ножей в спину евразийству, История России
Subscribe

  • Медсёстры

    Олег Татарников «Медсёстры» 1975 г.

  • «Дворец науки»

    Фильм о Московском государственном университете, 1953 г.

  • Сергей Литаврин

    Лётчик-ас, герой Советского Союза, 490 вылетов, 19 сбитых немецких самолётов и два аэростата наблюдения

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments