aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Положение англосаксов после норманнского завоевания

Замки были едва ли известны в Англии до появления норманнов, а те, которые уже существовали, были, вероятно, построены норманнами, приглашёнными Эдуардом Исповедником. Английские магнаты обитали в относительно незащищённых жилищах. Из своего замка новый лорд мог господствовать над своей землёй, защищённый собственным отрядом конных воинов и стрелков из лука. В случае просьбы людей можно было также быстро отправить на подмогу другому норманнскому лорду. Такими средствами примерно десять тысяч пришельцев из Нормандии, Бретани и Фландрии были способны управлять страной с населением не менее миллиона человек, имеющей собственные установленные обычаи, свои законы, свою аристократию и своих вооружённых людей. Сопротивление и взаимное недоверие англичан привели к тому, что король вскоре заменил таких английских лордов, как Моркар Нортумбрийский, который сначала подчинился, но позднее восстал, более надёжными норманнами. Как и римляне до него, Уильям, обнаружив, что север является непокорной и опасной провинцией, предпринял против него в 1069 г. кампанию опустошения и террора. Форму общественной организации, которая лежала в основе норманнского владычества, позднейшие поколения назовут «феодализмом». Один автор обозвал норманскую аристократию «клептократией», правящим классом воров: через двадцать лет после Завоевания они оказались собственниками практически всей земли. Одним из последствий феодализма было исчезновение рабства, хотя самый низкий и самый большой социальный слой – вилланы, трудившиеся на земле, не были свободны: они не могли покидать свои деревни, не могли владеть землёй, не могли вступать в брак без разрешения господина и были обязаны выполнять определённый объем работ на земле господина в дополнение к платежам деньгами и натуральными продуктами. Вырастив собственное зерно, они должны были заплатить за его помол на мельнице, принадлежавшей господину. Их угнетение постепенно усиливалось вплоть до четырнадцатого столетия, когда Чёрная смерть изменила сельскую местность решительным образом.
[В XIII веке] французский оставался в Англии официальным языком двора и суда. Латинский был международным языком образования, дипломатии и литургии. Английский язык официального статуса не имел. Если бы жителя Англии в это время спросили о том, кем он является, он бы в ответ назвал своего господина или, возможно, общину или деревню. Не менее трёх четвертей англичан всё ещё относились к классу вилланов и находились в состоянии полурабов, будучи ограничены в своих возможностях и передвижениях местом, где они родились, и приказами господина своего манора.
David Ross. England: History of a Nation. 2006, P. 54-55, 63

Нам известно о презрении, с которым многие норманнские аббаты относились к англосаксонским монахам и их обычаям. Абингдонский хронист сообщает, что норманнский аббат, сменивший в 1071 г. Эальдреда, «пал так низко, что запретил нам как-либо поминать св. Этельвольда и св. Эдуарда [Исповедника], заявляя, что англичане – дикари и что они не должны владеть даже теми церквями, которые основали сами». Норманнский аббат в монастыре св. Альбана «разрушил надгробия благородных аббатов, бывших его почтенными предшественниками, которых он имел обыкновение называть грубыми и необразованными [rudes et idiotas], либо из презрения к ним как к англичанам, либо из зависти к ним, поскольку почти все они были королевского рода…». Англосаксонская хроника повествует о том, как в 1083 г. в капитуле монастыря Гластонбери норманнский аббат Турстан начал поносить саксонских монахов, а когда те бежали в церковь, за ними бросились его слуги: «французы ворвались на хоры и нацелили дротики на алтарь, где собрались монахи… множество стрел вонзилось в распятие, стоявшее над алтарём, после чего несчастные монахи упали у алтаря, а некоторые заползли под него и умоляли Бога о милости… они убили некоторых из монахов и многих ранили, так что с алтаря на пол текла кровь. Трое были убиты, а 18 ранены».
Paul Meyvaert. “Rainaldus est malus scriptor Francigenus” – Voicing National Antipathy in the Middle Ages // Speculum No. 66, 1991. P. 759



И в таком положении гордые англосаксы находились не менее трёх столетий…
Tags: Англия, Британия – тюрьма английского народа, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments