Дигханакха принадлежал к паривраджакам, но первоначально был последователем Аджиты Кесакамбалы, следовательно, придерживался материалистического воззрения. Однако материализм также не удовлетворил его, и он разуверился во всех взглядах вообще. Сарипутта предложил ему навестить Будду и привёл его в Сукаракхаталену. Беседе Будды с Дигханакхой посвящена специальная «Дигханакха-сутта» из Маджджхима-никаи. В начале их разговора Дигханакха заверил Будду в том, что никакие воззрения удовлетворить его не могут. Тогда Будда его спрашивает, относится ли к тому, что он отрицает, и его собственное воззрение, подразумевая, что позиция Дигханакхи является самоотрицающей: ведь если он действительно не признаёт никакого воззрения, то его не должно устраивать и его собственное – согласно которому ни одно воззрение не может быть признано истинным. Дигханакха в ответ дважды подтверждает, что если бы его устраивало и это его собственное воззрение (согласно которому ни одно воззрение не может быть признано истинным), то он должен был бы отрицать и его, иными словами, что он не делает исключения ни для какого воззрения вообще (в том числе и отрицающего все воззрения).Забавный пример использования в защиту скептицизма парадоксального самореференциального высказывания. Которое при ближайшем рассмотрении в качестве защиты оказывается несостоятельным («Все воззрения ложны»: если это воззрение истинно, то оно ложно, а если оно ложно, то оно истинно). Однако показательно, что в это самое время греки занимались точно такими же самореференциальными высказываниями («Парадокс лжеца» и т.п.), что лишний раз свидетельствует, что две великие индоевропейские философские традиции двигались параллельными путями, намеченными уже в их истоке.
В.К. Шохин. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2007. С. 170-171
Дигханакха и Будда
-
Кафе «Сокол»
Культовое место Москвы шестидесятых, находившееся в Чапаевском парке. В семидесятые козырёк кафе обрушился, после чего здание снесли.
-
Возле ГУМа
1960-х гг.
-
Весенний туалет императрицы
1960-е гг.
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments