aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Церковь в Третьем Рейхе и СССР

Домучил наконец-то 500-страничную книгу Л.Н. Бровко «Церковь и Третий рейх» (СПб, 2009). В общем, не жалею об этом, хотя автор – замшелый совок и время от времени выдаёт анекдотические пёрлы вроде такого:

…С 1939 по 1941 гг. (когда действовал советско-германский договор), любимой тематикой оппозиционных Гитлеру церковных кругов было сравнение национал-социализма с большевизмом и призывы противодействовать этому новому, германскому, «большевистскому» режиму. При всем признании значимости любой антифашистской оппозиции, в том числе, церковной, следует заметить, что посылы в данном случае к такой церковной оппозиции выглядят весьма странными, если не сказать больше (даже если учитывать всю сложность и жесткость событий, происходивших на волне социальной революции в Советской России). При этом, как правило (впрочем, это происходит и сейчас в широких антикоммунистических кругах), не делали разницы между расистской идеологией нацистов и интернационалистской, близкой к христианской, философией коммунизма, между олигархической сущностью фашистского режима и принципиально иными общественными ценностями в Советском Союзе, близкими к социальным нормам христианства.
(С. 356)
Однако фактические данные, приведённые в книге, полностью опровергают просоветскую позицию автора. Возьмём навскидку несколько цитат:

…Именно в ее [Исповедующей церкви] рядах возникла концепция, что дело Гитлера – дело дьявола. Фашистское государство является государством дьявола, Антихриста, – его ни в коем случае нельзя поддерживать, с ним можно только бороться. Подготавливаемая же, а затем развязанная Германией война – наказание Господне за грехи немецкого народа… Гесс летом 1938 г. просил Керля не применять специальных дисциплинарных мер против священников Исповедующей церкви, отказавшихся принимать присягу Гитлеру. Он подчеркивал, что надо избегать церковных споров, не создавать новых мучеников и не устраивать никаких процессов по этому поводу.
…Начиная с 1937 г. антинацистская деятельность Католической церкви усилилась. В январе 1937 г. Керлю был отправлен меморандум католических епископов, в котором провозглашалась борьба против государства почти по всей линии… Пастырское послание Фульдской конференции от августа 1938 г., которое высказывалось в резкой форме против нацистской идеологии, Гейдрих оценил как «пропаганду против Третьего рейха». Кафедральное послание баварских епископов от 4.9.38 г. содержало острые нападки на государство, прежде всего по вопросам школьного образования и преследования церкви…
…Как и представители Исповедующей церкви, католические священники посещали семьи своих прихожан. Гестапо жаловалось, что после таких посещений члены партии всегда натыкались на стену непонимания у местных жителей. Организовывались курсы для прихожан и священников. В Берлине такие курсы вел критически настроенный к режиму епископ К. фон Прайсинг. В Кобленце читал свои антинацистские проповеди епископ Борневассер, выступая против введения общественных школ, роспуска католических союзов, пронацистского воспитания молодежи.
(С. 220-223, 242-243)
Внесём в них изменения, чтобы получить представление о том, как бы это выглядело в советском контексте. Результат не требует комментариев:

…Именно в ее [Катакомбной церкви] рядах возникла концепция, что дело Сталина – дело дьявола. Советское государство является государством дьявола, Антихриста, – его ни в коем случае нельзя поддерживать, с ним можно только бороться. Подготавливаемая же, а затем развязанная СССР война – наказание Господне за грехи советского народа… Жданов летом 1938 г. просил Ежова не применять специальных дисциплинарных мер против священников Катакомбной церкви, отказавшихся принимать присягу Сталину. Он подчеркивал, что надо избегать церковных споров, не создавать новых мучеников и не устраивать никаких процессов по этому поводу.
…Начиная с 1937 г. антибольшевистская деятельность Православной церкви усилилась. В январе 1937 г. Молотову был отправлен меморандум православных епископов, в котором провозглашалась борьба против государства почти по всей линии… Пастырское послание Московского синода от августа 1938 г., которое высказывалось в резкой форме против большевистской идеологии, Ежов оценил как «пропаганду против Советского Союза». Кафедральное послание украинских епископов от 4.9.38 г. содержало острые нападки на государство, прежде всего по вопросам школьного образования и преследования церкви…
…Как и представители Катакомбной церкви, синодальные священники посещали семьи своих прихожан. НКВД жаловался, что после таких посещений члены партии всегда натыкались на стену непонимания у местных жителей. Организовывались курсы для прихожан и священников. В Москве такие курсы вел критически настроенный к режиму епископ Алексий Страгородский. В Саратове читал свои антикоммунистические проповеди епископ Водосвятский, выступая против введения общественных школ, роспуска православных союзов, просоветского воспитания молодежи.
Tags: Совдепия, Третий Рейх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments