Он поспешил, он придавил его своими коленями,
Он напряг свои руки.
Крепкими руками он заколол его согласно обряду,
Сообразным закону было заклание.
На него пала воскрешающая роса, и он вернулся к жизни.
(Отец) схватил его (тогда), чтобы заколоть ещё раз.
Писание, свидетельствуй! Это хорошо известно:
И вторично воззвал к Аврааму посланец Яхве с неба.
Служащие ангелы восклицали в ужасе:
Даже жертвенные животные закалывались ли когда-либо дважды?
Немедленно их плач стал слышен в выси,
Вот, сильные их кричат на улицах.
Умоляем Тебя, сжалься над ним!
В доме его отца нам было оказано гостеприимство.
Потоком небесных слёз он был унесён
В Эден, сад божий.[1]
Известно, что в первоначальном (элохистском) варианте библейского рассказа об акеде Авраам всё-таки приносил Исаака в жертву Яхве:
1. И было, после сих происшествий бог (ha’elohim) искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего (yəḥidəḵa), которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и вознеси его там во всесожжение (weha‘alehu šam lə‘ola) на одной из гор, о которой я скажу тебе.
3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему бог (ha’elohim).
4. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека.
5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец (haśśe) для всесожжения?
8. Авраам сказал: бог (’elohim) усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9. И пришли на место, о котором сказал ему бог (ha’elohim); и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть (lišəḥoṭ) сына своего.
…
19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.
(Быт. 22, 1-10, 19)
Судя по тому, что в Быт. 22, 19 к отрокам возвращается один Авраам, без Исаака, в Быт. 23, 2 один Авраам приходит оплакивать Сарру, и больше элохистский источник Исаака вообще ни разу не упоминает, в первоначальной версии рассказа Авраам всё-таки приносил своего сына в жертву. Позднее в элохистский текст с заменой его части была сделана редакционная вставка (Быт. 22, 11-18), называющая бога личным именем Яхве, в которой заклание Исаака в последний момент отменялось и вместо него в жертву приносился овен.
Как мы видели выше, в толковании данного мифа, как и многих других, возращение к кровожадной языческой архаике произошло уже в раввинистическую эпоху.