aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Об одном евразийском мифе

Одно из основных положений евразийской идеологии утверждает, что Российская империя якобы является преемницей Монгольской империи. В духе этого положения евразийцы истолковывают борьбу Руси в XVI в. с татарскими ханствами, на которые распался Улус Джучи, как «борьбу за ордынское наследство», в ходе которой русские великие князья и цари якобы вступили в соперничество с татарскими ханами как претенденты на правопреемство от правителей Золотой Орды. В действительности же это утверждение, как и все прочие утверждения евразийцев, является чистой выдумкой. Не существует ни одного документа, который свидетельствовал бы о том, что русские государи воспринимали себя в качестве правопреемников ордынских ханов. Все официальные документы говорят о том, что великие князья и цари Московской Руси возводили свою власть исключительно к своим предкам – древнерусским князьям (а также, в более широком европейском контексте, к римским и греческим царям). Примечательное свидетельство в этой связи содержится под 1554 г. в Никоновской летописи в рассказе о подготовке похода русского войска на Астрахань:

И царь и великий князь, положа упование на всемогущаго Бога, почалъ съветовати з боляры, какъ ему промышляти надъ Емгурчеемъ царемъ Азтороханьскымъ за свою обиду: на чемъ присылалъ пословъ своихъ Ишима-князя бити челомъ, въ томъ въ всемъ изменилъ и царева великого князя посла Савастиана ограбилъ. И въспоминая царь и великий князь древнее свое отечество, яже прежебывыи его родители святопочивший великий князь Владимиръ, просветивый Русскую землю святымъ крещениемъ, разделяа области на части детемъ своимъ, и ту Азтороханъ, тогда именовалася Тмуторокань, и да ее сыну своему Мстиславу, въ нейже храмъ Пречистые сътворенъ былъ; и многие государи христианьские отъ Владимира прежепочившии сродники царя и великого князя Ивана Василиевича всея Русии теми месты обладали, да Богу попущающу, грехъ ради христианьскыхъ и не за исправление закона Христова и многыхъ межьусобныхъ браней Русскыхъ государей, обладана бывши нечестивыми цари Ординьскыми, иже именовалася Большая Орда. И много летъ цари нечестивые въ той Орде водворялися, и многые беды и крови православные государи отъ нихъ пострадали и мученическы венчашася, въ нихъже и блаженный князь великий Михайло Черниговьскый и боляринъ его Феодоръ, и прочие государи зле пострадали, и до блаженнаго великого князя Ивана Василиевича всея Русии, деда благовернаго царя великого князя Ивана Василиевича всея Русии: темъ блаженнымъ великымъ княземъ Иваномъ Василиевичемъ всея Русии вначале свободилъ Богъ христианьство отъ работы бесерменьскыа, и та Болшая Орда имъ порушилася, и почали те цари Ординьские жити въ Азсторохани, и та Болшая Орда опустела, а место ея во области близъ города Азсторохани, два днища по Волге вверхъ, именуется Сараи Болшие. И царь и великий князь уповая на всемогущаго Бога и великие Его щедроты и на пречистую Его Богоматерь и великыхъ чюдотворцовъ молитву, и за свою обиду и срамоту, яже царь Ямгурчей обеты своя изменилъ и посла ограбилъ, и по Нагайскыхъ мурзъ челобитию умыслилъ послати рать свою на Азстараханъ.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 13. С. 236
Важно отметить, что территория Астраханского ханства в низовьях Волги представляла собой домен Джучидов, который сами татары называли Престольным Владением (Тахт Эли), а правившие им ханы являлись формально старшими в иерархии потомков Джучи. Однако московские правящие круги остались полностью безразличны к внутритатарским способам легитимации своей власти над бывшими землями Золотой Орды. Как видно из вышеприведённого текста, для идеологического обоснования готовившегося завоевания Астраханского ханства ими использовалось отождествление Астрахани с древнерусской Тмутараканью. Само существование Улуса Джучи и наследовавших ему татарских ханств воспринималось в Москве как аномалия, нарушение естественного порядка вещей, а уничтожение этих ханств – как восстановление исторической справедливости. Естественно, что подобные взгляды не оставляли русским великим князьям и царям никакой возможности для восприятия себя в качестве правопреемников джучидских ханов.
Tags: Дюжина ножей в спину евразийству, История России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments