aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Культ Гелиоса у иудеев

Примечателен иудейский магический трактат предположительно IV в. н.э. «Сефер ха-Разим» («Книга тайн»). Во введении сообщается, что эта книга ещё до потопа была открыта Ною ангелом Разиилом. Она содержит описание традиционной для античного иудаизма космологии, включающей семь небес, последнее из которых несёт на себе престол бога Израилева. На каждом из небес находится множество ангелов. Книга приводит заклинания, с которыми нужно обращаться к ангелам первых шести небес, чтобы заставить их себе служить.

Из перечисляемых имён ангелов большинство являются традиционными еврейскими, однако встречаются и такие неожиданные, как Христос или Абраксас, а также имена греческих богов. Так, желающий задать вопрос призраку должен встать лицом к гробнице, назвать имена ангелов пятого стана на первом небе и обратиться к духу qrypwryy’ (< Κριοφόρος), т.е. греческому богу Гермесу.[1]

В числе прочего, «Книга тайн» содержит целую молитву на греческом языке (записанную еврейским письмом), которую должен произнести желающий увидеть ночью солнце. Её первоначальный греческий текст восстанавливается следующим образом: Εὐσεβὴς ἀνατολικὸν Ἥλιος ναὐτης ἀγαθὸς πιστὸς ἀκτῶν κορυφαῖος εὔπιστος ὅς πάλαι τροχὸν ὄβριμον καθίστης κοσμητὴς ἅγιος πολοκράτωρ κύριε πομπὸς εὔφωτος τύραννος στρατιώτης («О святой Гелиос, восходящий на востоке, благой мореплаватель, верный вождь лучей, надёжный свидетель, установивший издревле могучее колесо [небес], святой украшатель, повелитель [небесной] оси, господь, пресветлый вождь, царь, воитель!»[2].

Присутствие Гелиоса в «Сефер ха-Разим» не является уникальным. Этот греческий бог также неоднократно упоминается в определённо еврейских по происхождению греческих магических папирусах, где он представляется в окружении иудейских ангелов и именуется архангелом.[3] Кроме того, в нескольких палестинских синагогах IV-VI вв. н.э. имеются мозаики с изображениями Гелиоса в окружении знаков зодиака.





Мозаика с изображением Гелиоса в синагоге Хамат-Тверии (IV в. н.э.)

На этом основании можно предположить, что в некоторых иудейских кругах поздней античности Гелиос воспринимался как великий ангел, отождествлялся с аналогичными фигурами в иудаизме (Метатроном, Акатриилом, Анафиилом)[4] и вследствие этого мог выступать адресатом молитв.





[1] Michael M. Morgan. Sepher ha-Razim: The Book of Mysteries. Chico, 1983. P. 38.
[2] Ibid. P. 71.
[3] Loren T. Stuckenbruck. Angel Veneration and Christology: A Study in Early Judaism and in the Christology of the Apocalypse of John. Tübingen, 1995. P. 199-200.
[4] Moshe Idel. Holding an Orb in His Hand: The Angel ‘Anafi’el and a Late Antiquity Helios Mosaic // https://www.academia.edu/8673266/Holding_an_Orb_in_his_hand_Ars_Judaica_vol_9_2013.
Tags: ИВХ
Subscribe

  • А я вот не удивлён нисколько

    Однако после реформы (1861-го года) положение крестьян ухудшилось, средний размер их наделов уменьшился, более того, практически произошло их…

  • Арест Тургенева

    28 апреля 1852 г. в своей квартире на Малой Морской улице был арестован Иван Сергеевич Тургенев. Поводом для ареста послужила публикация его…

  • Открытие Олимпийских игр 1908 г. в Лондоне

    Слева делегация Финляндии, идущая под финским флагом. Под флагом России финны идти отказались.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments