aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Культ Иисуса из Назарета в иудаизме?

В традиционных молитвенниках иудеев-ашкеназов описывается обряд встречи иудейского Нового года (Рош ха-Шана), во время которого полагается три раза дуть в шофар (бараний рог), причём каждый из звуков шофара связывается с именем определённого ангела. По всей видимости, данная традиция восходит к Хасидей Ашкеназ XII-XIII вв., поскольку сходные идеи встречаются уже в сочинениях, происходящих из круга Неемии бен Шломо: «И кто поставлен над звуками [шофара]? Над его звуком поставлен ангел, который возносит его к Престолу Славы. Над первым звуком назначен śrp [= 580], и он есть Сандальфон… [Это] учит тому, что он [т.е. Сандальфон] относит звук шофара к голове Святого, да будет он благословен»[1], и т.д.

В более поздних сочинениях ашкеназских каббалистов эти звуки шофара и ангелы стали связываться с тремя (или четырьмя) мирами, как, например, в сочинении «Мегале амукот» («Открывающий тайны») краковского кабалиста Натана Неты Шпиры: «…Последовательность трёх звуков [шофара] намекает на три мира [созидания, творения и делания], но, если включить в их число мир эманации, то вместе они составляют четыре мира, и Илия находится в четвёртом, т.е. в мире делания»[2].

В ходе ритуала молитва обращается к определённому ангелу: «В дополнение к нумерологическим уравнениям, которые проливают свет на средневековые ашкеназские истоки мессианских идей Шпиры, процитированный выше отрывок вводит ритуальный контекст, в рамках которого помысел молитвы во время новогодней службы должен обращаться к соответствующему ангельскому существу… Каждый уровень реальности, описываемой терминами последовательности четырёх миров (эманации, созидания, творения и делания), соответствует одной части серии звуков шофара, а также имени определённого ангела. Это соответствие решает помысел молитвы в ходе обряда и направляет её, с одной стороны, к определённому уровню божественного мира, а с другой стороны – к определённому ангельскому имени»[3].

Чаще всего в числе этих ангелов называются Метатрон и Илия; наряду с ними некоторые ортодоксальные молитвенники (махзорим) упоминают «Иисуса князя лика». В разных сиддурах засвидетельствованы разные редакции соответствующей молитвы, однако её наиболее распространённая форма выглядит следующим образом: «Да будет воля от твоего лика, чтобы звуки шофара, которые мы произвели, были вплетены в небесный занавес назначенным [ангелом] Тартиилом, подобно имени, которое было принято рукой доброй памяти Илии, Иисуса князя лика (yšw‘ śr hpnym) и князя Метатрона. И да наполнишься ты для нас милостью. Благословен ты, господь (ba‘al) милости»[4].


Судя по языку, данная молитва восходит к кругам Хасидей Ашкеназ, что подтверждает и её содержание. Происходящее из этих кругов сочинение XII-XIII вв. «Семьдесят имён Метатрона» или «Сефер ха-Хешек», как и процитированный ашкеназский молитвенник, говорит об особой роли ангелов, которые возносят молитвы Израиля к престолу Яхве или к завесе, за которой находится его престол, причём называет эту завесу редким словом yəri‘a (ср. 2 Цар. 7, 2), а не более распространённым pargod.

Ангел Тартиил упоминается (наряду с Илией и Метатроном) в «Сефер ха-Хешек» как Татриил; это же имя указывается как одно из имён Метатрона в «Азбуке рабби Акивы» и в «Сефер Хейхалот».

Возможно, в «Сефер ха-Хешек» присутствует и имя Иисуса, однако в зашифрованном виде. Во-первых, его может подразумевать слово we’elohay, состоящее из того же набора букв, что и имена Иаоил и Илия, и общая для всех этих имён гематрия 52, кроме того, совпадает с гематрией слова «мессия». Во-вторых, он может скрываться за выражением «йод князь лика», в котором имя Иисус сокращено до своей первой буквы. Если эта догадка верна, то уже в «Сефер ха-Хешек» присутствовала известная по более поздним ашкеназским молитвенникам троица «великих ангелов» Еноха (Метатрона или Иаоила), Иисуса и Илии (Сандальфона или Иаоила), к которым Израиль обращал свои молитвы в Рош ха-Шана и Йом Киппур.

Кем же является в этих текстах «Иисус князь лика»? – Высказывается предположение, что это Иисус Навин. Однако по другим иудейским источникам нам ничего не известно о том, что он был вознесён и получил ангельский или божественный статус подобно Еноху и Илии.

Ряд ведущих специалистов по истории иудаизма (Йехуда Либес, Моше Идель, Даниэль Боярин) полагают, что «Иисус князь лика» – это Иисус из Назарета, и данная традиция о нём была унаследована Хасидей Ашкеназ от ранних иудейских христиан. В самом деле, соседство Иисуса с Енохом и Илией вполне естественно, поскольку он, как и они, взошёл на небо и был обожествлён, а его почитание в качестве ангела продолжается и в современном христианстве[5]. Йехуда Либес полагает также, что слово yšw‘h во фразе mṣmyḥ qrn yšw‘h («растящий рог победы») в молитве «Амида», которую каждый благочестивый иудей должен читать три раза в день, является по происхождению именем Иисуса из Назарета, и эта фраза, первоначально означавшая «растящий рог Иисуса», также попала в иудейский молитвенник от ранних иудейских христиан.[6]

Если данные предположения верны, то иудеи в числе прочих б-гов и ангелов молитвенно почитают и Иисуса из Назарета.




[1] Цит. по: Agata Paluch. The Enoch-Metatron Tradition in the Kabbalah of Nathan Neta Shapira of Krakow. L., 2013. P. 114, fn. 264.
[2] Ibid. P. 113-114.
[3] Agata Paluch. The Enoch-Metatron Tradition in the Kabbalah of Nathan Neta Shapira of Krakow. L., 2013. P. 116, 117.
[4] Цит. по: Xus Casal. Sar haPanim in the Machzor for Yom Kippur // http://www.13petals.org/topical-studies/shar-hapanim-in-the-machzor-for-yom-kippur/ .
[5] Так, с Иисусом отождествляется «велика совѣта аггелъ» (μεγάλης βουλῆς ἄγγελος) в Ис. 9, 6 (Септ. 9, 5) согласно Септуагинте.
[6] Yehudah Liebes. “Who Makes the Horn of Jesus to Flourish” // http://www.etrfi.info/immanuel/21/Immanuel_21_055.pdf .
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments