aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Культ Луны у иудеев

С представлением о том, что образ праотца Иакова вырезан на небесном престоле, связано в иудаизме представление о том, что он вырезан и на Луне.[1] Так, французский талмудист и каббалист Йехуда бен Якар (учитель Нахманида) в своём сочинении «Перуш ха-тефиллот ве-ха-берахот» («Комментарий на молитвы и благословения») сообщает: «Народы считают [дни и месяцы] согласно Солнцу… а Израиль считает согласно Луне, ибо на ней вырезан образ Иакова»[2].

Элементы лунного культа содержит уже раввинистическая галаха, в частности, в заповеди «освящения Луны» (qidduš ha-leḇana). В Вавилонском Талмуде рабби Йоханан заявляет: «Кто вовремя благословляет новый месяц, тот как бы принимает лик Шхины» (kl hmbrk ‘l hḥdš bzmnw k’ylw mqbl pny škynh) (Санхедрин, 42а, 3). Из этого заявления следует тождество Луны и Шхины. Далее то же сочинение приводит текст благословляющей Луну молитвы, в которой сам Яхве называет её «Венцом Красоты» (‘ṭrt tp’rt) (Санхедрин, 42а, 5). В каббале Венцом Красоты (т.е. сфиры Тиферет) именуется Шхина.

С лунным культом связан обряд прыжков (riqqud) перед Луной, который впервые упоминается во внеканоническом трактате Вавилонского Талмуда «Массехет Соферим» («Трактат о писцах»). Совершающий обряд должен повернуться лицом к Луне, три раза подпрыгнуть и три раза сказать: «Как я прыгаю перед тобой, но не касаюсь тебя, так и прыгнувший на меня не сможет меня коснуться».

В каббале это магическое действие было переосмыслено как свадебный танец, способствующий совершению священного брака. Так, Хаим Виталь в сочинении «Пери эц хаййим» («Плод древа жизни») объясняет: «Иногда Малхут находится ниже Йесода, и для того, чтобы тело могло соединиться с телом, которое есть сфира Тиферет, необходимо подпрыгнуть три раза, ибо Нецах, Год и Йесод прыгают и восходят к сфирот Хесед, Гвура и Тиферет. Это суть три прыжка благословения Луны, чтобы соединить её с её супругом»[3].

По мнению толкователей иудейского писания, на связь между Луной и Иаковом-Израилем указывает уже употребление производных от глагольного корня qṭn «быть малым» применительно к Луне (Быт. 1, 16) и Иакову (Быт. 32, 10; Ам. 7, 2). Кроме того, иудейский календарь является лунным.

Луна определяется как женщина уже в сне Иосифа, симвозилируя его мать (Быт. 37, 9-10). Представление о Луне как женщине окончательно закрепляется в иудаизме под греко-римским влиянием. Подчинённое положение Израиля осмысляется как его женская, лунная природа. Луна начинает рассматриваться как символ Израиля, а Солнце – как символ Исава (т.е. Рима и христианства) (Хуллин, 60b, 3; Сукка, 29а, 10). В этом мире Луна подчинена Солнцу, но в грядущем мире, согласно пророчеству Исайи (Ис. 30, 26), она его затмит.

В кругах Хасидей Ашкеназ и ранних каббалистов лунный серп был отождествлён с буквой каф, с которой начинается слово престол (kisse). Престол, на котором сидит мужское божество, в свою очередь, был отождествлён с женским лоном. Таким образом, представление о восседающем на Луне Иакове возникло под влиянием представления о восседающем на Шхине Яхве.





[1] Ср.: “Facies Jacob est luna” (Knorr Von Rosenroth. Kabbalah Denudata).
[2] Цит. по: Elliot R. Wolfson. The Image of Jacob Engraved upon the Throne: Further Reflection on the Esoteric Doctrine of the German Pietists / Idem. Along the Path: Studies in Kabbalistic Myth, Symbolism, and Hermeneutics. N.Y., 1995. P. 27.
[3] Цит. по: Elliot R. Wolfson. The Face of Jacob in the Moon: Mystical Transformations of an Aggadic Myth / The Seductiveness of Jewish Myth: Challenge or Response? Ed. S. Daniel Breslauer. N.Y., 1997. P. 263, fn. 46.
Tags: ИВХ
Subscribe

  • «Фрегат “Паллада”»: Чусима

    Его превосходительство [губернатор Нагасаки] прислал сказать, что переводчики перепутали – это обыкновенная их отговорка, когда они попробуют…

  • «Фрегат “Паллада”»: ничтожество японского флота

    Гончаров много и красочно пишет о ничтожестве японского флота в сравнении с русским: А нечего делать японцам против кораблей: у них, кроме лодок,…

  • «Ассаргадон»

    Сегодня годовщина смерти Валерия Брюсова (13 декабря 1873 – 9 октября 1924) Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments