Метатрон представляет божественный мир и действует как заступник Израиля – например, в сражении между израильтянами и амаликитянами в Рефидиме (Исх. 17, 8-13). По утверждению Шимона бар Иохаи, это была самая важная битва в истории мира от творения до прихода мессии, и она велась не только на земле, но и в мире сфирот. В ней на стороне Амалика сражался Самаэль, а на стороне Израиля – Метатрон, земным представителем которого был «отрок» (Исх. 33, 11) Иисус Навин: «Когда вышел отрок Иисус, возбудился Отрок вышний и снарядился снаряжением многим, оружием многим, которое приготовила ему его Мать для этой битвы» (bš‘t’ dnpyq yhwš‘ n‘r ’t‘r n‘r dl‘yl’ w’ttqn bkmh tyqwnyn bkmh zyynyn d’tqynt lyh ’myh lqrb’ d’) (Зогар, II, 66a, 3).
В то же время, как и его мать Шхина, небесный Отрок имеет и злую сторону: «В нескольких отрывках о Метатроне говорится как о князе мира, который получает свою власть от Шхины и который управляет миром при помощи семидесяти князей. Однако, если учесть контекст каббалистических воззрений “Зогара” в целом, мы увидим, что этой старой идее придаётся новое значение. Ангелы-хранители или князья народов понимаются здесь как агенты “другой стороны”. Соответственно, власть Метатрона над миром означает ослабление Шхины по причине роста силы нечистоты. “Ибо нижняя земля и нижний мир питаемы только властью необрезанных (т.е. Другой стороны), и всё исходит от Царя, который именуется Отроком, как мы объяснили. Горе земле, которая питаема таким образом” (Зогар, I, 124b). Мы видим здесь, что Метатрону определённо придаётся роль покровителя сил нечистоты. Сходный взгляд обнаруживается в любопытной идее, которая встречается несколько раз в “Райя мегемна” и “Тиккуней ха-Зогар”, согласно которой Метатрон – это Древо познания добра и зла, т.е. что он есть источник добра и зла, жизни и смерти. Его символизирует посох Моисея, который превращается из посоха в змею и обратно из змеи в посох. “Этот посох есть Метатрон – с одной стороны жизнь, а с другой – смерть. Когда он превращается в посох, он помогает хорошей стороне, а когда в змею – становится врагом” (Зогар, I, 27a). Иногда говорится, что Метатрон и Самаэль образуют своего рода двойной лик на Древе познания добра и зла (Зогар, II, 115a (Райя мегемна): Тиккуней ха-Зогар, Тиккун 53)» (I. Tishby. The Wisdom of the Zohar. Oxford, 2020. P. 629).
Метатрон также имеет власть над душами в ходе их перевоплощения: «Согласно “Тиккуней ха-Зогар” и “Райя мегемна”, “душа воплощается шесть раз, по разу на каждую из шести промежуточных сфирот. Этим перевоплощением управляет ангел Метатрон, демиург нижних сфирот в каббалистическом гнозисе. Последнее перевоплощение – из области Малхут – приносит душе окончательное освобождение” (Зогар, II, 94a-b; Зогар ха-Ракиа, 63а)…В своём предисловии к “Сабба де-Мишпатим” анонимный автор “Тиккуним” далее объяснил метафору перевоплощения как неволю или рабство. Кордоверо определил термин “порабощение” как эвфемизм для затягивания души в клиппот. Нефеш находится под властью демиургического “отрока”, Метатрона. Она порабощается на шесть лет, согласно её шести уровням (Ор Якар, 21, 12; Пардес Риммоним, 31, 3)» (Pinchas Giller. Reading the Zohar: The Sacred Text of the Kabbalah. Oxford, 2001. P. 38, 44).