aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Антисоветское советское кино

Парадоксальным образом раз в десятилетие, зачастую к юбилейной годовщине захвата власти большевиками, советский кинематограф выдавал фильмы, внешне прославляющие красных, но на самом деле откровенно сочувствующие белым. Начало этой доброй традиции было положено в 1934 году фильмом «Чапаев». Скольким поколениям русских мальчишек советского времени он привил чувство восхищения каппелевцами и их «психической атакой»! И воздействие это было совсем не случайностью, а скорее выражением подсознательных (а возможно, что даже и вполне сознательных) симпатий самих режиссеров.


Режиссеров звали братья Васильевы. На самом деле никакими братьями они не были. Звали их Сергей Дмитриевич и Георгий Николаевич, а «братья Васильевы» был их творческий псевдоним. Вот фотография Георгия Николаевича:



А теперь присмотримся к идущим в атаку каппелевцам, а именно к человеку слева:



Да, это не обман зрения. В «психическую атаку» на чапаевцев идет режиссер фильма Георгий Николаевич Васильев собственной персоной.
1940-е годы выпадают из традиции по понятным причинам – в годы Великой Отечественной войны и после нее было не до фильмов про Гражданскую. Но уже в 1956 году на советские экраны выходит фильм Григория Чухрая «Сорок первый». Образ умницы и красавца поручика Говорухи-Отрока, созданный Олегом Стриженовым, не оставлял никаких возможностей выбора для зрительских симпатий.



60-я годовщина Октября отметилась 13-серийным фильмом Василия Ордынского по повести Алексея Толстого «Хождение по мукам». Однако наиболее примечательным из этой серии является, безусловно, фильм Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968 год). Уже сам выбор актеров на главные роли иначе как антисоветской провокацией назвать невозможно. Роль формально главного положительного героя – поповича Андрея Некрасова сыграл Олег Янковский, который в незадолго до того вышедшем на экраны фильме «Щит и меч» запомнился зрителям в образе Генриха Шварцкопфа – хорошего парня, волею обстоятельств оказавшегося не на той стороне фронта. Его антагонистом в рядах красных выступает сознательный большевик рабочего происхождения Иван Карякин в исполнении Ролана Быкова, только что прогремевшего в роли Бармалея в фильме «Айболит-66». Еще один красноармейский образ создан фанатичной коммисаршей в исполнении Аллы Демидовой, сыгравшей в том же «Щите и мече» не менее фанатичную эсэсовскую сволочь Ангелику Бюхер. Таковы образы красных. Со стороны белых им противостоят Брусенцов и Саша. Идеалистку белого движения Сашу играет Ия Саввина, после «Дамы с собачкой» (1960 г.) воспринимавшаяся зрительской аудиторией как идеал русской женщины вообще. Ну и, конечно, поручик Александр Брусенцов, которому симпатии зрителей были уже обеспечены изначально в силу того, что образ его воплотил на экране всенародный любимец Владимир Высоцкий. Хотя, казалось бы, любить его особо не за что. В начале фильма он случайно убивает своего юного приятеля Лукашевича (Николай Бурляев), а в конце – вполне сознательно пускает последнюю пулю из ружья с оптическим прицелом в положительного красноармейца Некрасова, губя при этом другого своего приятеля – барона Краузе (Вениамин Смехов). Однако зритель не может не простить ему всего за самоубийство, которое он совершает, будучи не в силах пережить разлуку со своим боевым конем. Кстати, конь этот в фильм Карелова попал прямиком из стихотворения белогвардейского поэта Николая Туроверова:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Советская цензура все-таки не обошла фильм стороной. Из него было вырезано несколько сцен, в том числе «постельная сцена» Брусенцова и Саши. По утверждению Саввиной, она была лучшим эпизодом фильма. Однако цензоры посчитали, что любить друг друга так, как герои Высоцкого и Саввиной, белогвардейцы не могут, поэтому сцена была вырезана из фильма и смыта. Увидев крамолу там, где ее не было, советские цензоры пропустили совершенно скандальный эпизод, показывающий подлинное отношение создателей фильма к изображаемым событиям. После прорыва красными Крымского вала небольшой отряд белых оказывается отрезанным от своих и прижатым к морю. В ответ на предложение сдаться они отстреливают последние патроны, потом лебединым клином, по-цветаевски, уходят в море. Всего их 12, но в последний момент один разворачивается и бежит сдаваться.





Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments