aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Многобожие послепленного иудаизма. Трактаты «Идрот» в «Зогаре»

В заключительную часть «Зогара» входят сочинения «Идра рабба» («Большое собрание») (Зогар, III, 127b-145a) и «Идра зута» («Малое собрание») (Зогар, III, 287b-296b), которые, по мнению большинства каббалистов, представляют его самую важную часть, ставшую позднее основным источником вдохновения для лурианской каббалы.

В трактате «Идра рабба» Шимон бар Иохаи созывает своих учеников, чтобы объяснить им суть божественного мира. Собрание проходит в роще рядом с гумном между Сафедом и Меромом. В ходе рассказа Шимона бар Иохаи его слушатели становятся «колесницами» (меркавот) для «ликов» (парцуфим), поглощаясь в них или становясь их воплощениями. Кульминация наступает при описании совокупления между мужским и женским ликами (Зогар, III, 144a-b), когда слушателям предстаёт видение «человека на престоле» из Книги пророка Иезекииля, т.е. внутренней природы божественного союза. В этот момент соединения Шхины с Царём в состоянии мистического экстаза погибают три ученика Шимона бар Иохаи – рабби Йосси бар Яаков, рабби Хезекия и рабби Йеиса, воплощающие сфиры Тиферет, Нецах и Год, которые находятся в месте божественного совокупления. После того, как ангелы возносят их души на небо, является пророк Илия, «сияя искрами божества» (IR 144b), и объявляет, что они были принесены в жертву и суть «доля Святого, да будет он благословен».

В трактате «Идра зута» Шимон бар Иохаи излагает божественные тайны, находясь на смертном одре и воплощая в себе сфиру Йесод (божественный уд) (IZ 296a).

Оба трактата описывают тело божества, которое составляют три «лика» – Арих анпин («Долгий лик» или «Долготерпеливый»), он же Аттика кадиша («Ветхий святой»), он же Аттик йомин («Ветхий днями»), Зеир анпин («Короткий лик» или «Нетерпеливый») и Нуква («Жена»).

Арих анпин имеет вид головы без тела, у него один глаз, не имеющий век и бровей (IR 129b, IZ 289a). Череп (gulgolta) Арих анпина не имеет начала или конца, из него эманируется весь остальной мир (IR 128a-b, IZ 288a). Согласно «Идра рабба», Арих анпин состоит из сфирот Кетер, Хохма и Бина, о чём подробнее говорит «Идра зута»: «Три головы Ветхого (Аттика) находятся одна внутри другой, одна над другой, и всё же они суть одна голова, голова всех голов, которая не есть голова, ибо никто не знает, что в этой голове, ибо никакая Премудрость (Хохма) или Разумность (Бина) не прилегает к ней» (IZ 288b). Каждая из трёх голов в свою очередь триедина: «как Ветхий святой (Аттика кадиша) увенчан тремя головами, так и в каждой из них суть три сияющие головы, каждая прилегающая к другой, две по сторонам и одна, которая заключает их в себя» (IZ 289b).

Перекликаясь с более ранним сочинением «Шиур кома», перечисляющим части божественного тела и указывающим их гигантские размеры, «Идра рабба» сообщает, что длина носа Арих анпина – триста семьдесят пять миров (IR 130b).

Первым божественным союзом является союз сфирот Хохма и Бина, они же парцуфим Абба («Отец») и Имма («Мать»). Абба есть порождающее семя Премудрости, а Имма – вынашивающая утроба для этого семени. «Идра зута» толкует название сфиры Бина («Разумность») как ben Ya”H «сын Яхве» (IZ 290a-b). Абба и Имма порождают не только нижние парцуфим, но и высшую сфиру Даат (она же Кетер), и от их союза зависит устойчивость всего Адама кадмона, т.е. древа сфирот (IZ 295b-296a). Вверху этого древа их союз порождает сфиру Даат, когда «Имма втягивается в чистый эфир и приобретает белизну Ветхого (Аттика)» (IZ 290a-b).

Внизу они порождают Зеир анпина, который получает качества своих родителей в виде двух венцов, «ибо венец Хесед скрыт в Абба, а венец Гвура – от Имма» (IZ 291a). Через эти венцы божественный свет Ветхого святого сияет на их сына Зеир анпина и дочь Нукву.

В отличие от Арих анпина, который состоит из одной головы, Зеир анпин имеет полноценное человекообразное тело (IZ 289a). Он есть бог библейского мифа и адресат литургического обращения. Борода Арих анпина состоит из 13 частей (тиккуним). По ней божественная эманация стекает на бороду Зеир анпин и далее в телесный мир. «Борода Зеира черна, что свидетельствует о присутствии в ней качеств суда, а борода Ветхого бела как снег» (IR 132a, 137b-138a). Арих анпин также именуется «Большой белой головой» (ср. образ «Ветхого днями» в Дан. 7, 9).

Зеир анпин возникает из бороды Арих анпина на уровне груди, а Нуква – из бороды Зеир анпина на уровне груди. Когда появляется череп (gulgolta) Нуквы, её рыжие волосы оказываются спутанными с бородой Зеир анпина (IR 141b-142a). Пламя Шхины опаляет края его бороды. «Все нижние сущности объединены в Нукве, они питаются ею и возвращаются к ней, она есть мать всем им, которая питает всё тело. Она именуется малой Премудростью (Хохмой), в отличие от великой» (IZ 296a). Шхина, символом которой является цитрон (Лев. 23, 40), принимает божественные эманации из сфирот Хесед и Дин (Гдола и Гвура) (IR 135a-b).

Из носов и ртов «ликов» (парцуфим) исторгаются силы суда (динним и гвурот) (IR 143a), представляющие собой остатки разбившихся сосудов, в которых сосредоточились истечения сфиры Дин и тем самым образовалось зло. Эти силы зла составляют из себя самостоятельный демонический пантеон.

В имени Яхве (yhwh) буква йод – это Хохма (Абба), первая hе – Бина (Имма), вав – Зеир анпин и вторая hе – Нуква, поэтому это имя есть «суть всего» (IZ 290b).

Вторым божественным союзом является союз сфирот Тиферет и Малхут, они же парцуфим Зеир анпин и Нуква. Он воспроизводится каждую субботу – «в день, когда Матронита сидит с Царём» (IR 143a), совокуплением Святого, да будет он благословен, с Матронитой, которое объединяет весь мир в одно тело. Волосы Нуквы загораются пламенем, она питает божественное тело, объединившееся в сфире Тиферет, как «великое древо». Древо распространяет через бёдра, почки и ятра силу и влагу всего тела («Небесных воинств»). Ятра Зеир анпина называются «двумя яблоками» (ср. Песн. 2, 3); ученик Лурии Хаим Виталь отождествляет их со сфирот Нецах и Год. «Основание» (yesod) Мужа, т.е. его уд, оплодотворяет Жену (IZ 296a). В субботу они соединяются лицом к лицу и становятся одним (IZ 296a).

Согласно «Идра зута», культовое поклонение воздаётся Арих анпину, Зеир анпину и Нукве как отдельным божественным личностям: «Надлежит радоваться трём субботним блюдам; это есть тайна веры, когда накрывается стол и празднуются три блюда: блюдо Царицы, блюдо Царя и блюдо Ветхого святого (Аттика кадиша)…» (IZ 288b).

Истояник: Pinchas Giller. Reading the Zohar: The Sacred Text of the Kabbalah. Oxford, 2001
Tags: ИВХ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments