aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Мэри Бойс о древности зороастризма


…Основатель [зороастризма] первым стал проповедовать «великое учение о том, что вся история… представляет собой единство». В своих Гатах Заратуштра бросает взгляд назад – на «минувшую вечность» и начало времен и вперед – на Страшный суд и «грядущую вечность» и воспринимает все, что находится между ними, как часть космической борьбы между добром и злом, ведущей к окончательному поражению последнего и тем самым осуществлению замыслов Бога; в связи с этим он и был назван «первым апокалиптиком». Вероятно, некоторые части его учения уже являлись древними, будучи элементами долгой пророческой традиции, восходящей не только к прото-индо-иранским, но даже и к прото-индо-европейским временам, но в целом оно определенно было «революцией в богословии», великим новым учением огромного этического и интеллектуального размаха, и поскольку его основной смысл заключался в морали, Заратуштра был страстно озабочен торжеством окончательной справедливости в конце времен, то есть тем, что в исследованиях иудаизма именуется «апокалиптической эсхатологией». Знания об этом пророк просил у самого Бога: «Тебя я вопрошаю, Господи, о том, что приходит и придёт» (tâ-thwâ peresâ ahurâ ýâ-zî âitî jêñghaticâ) (Ясна 31.14). Представляется, что Заратуштра, признавая в конечном счете, что сам не доживет до тех времен, когда произойдут эти события и на земле будет установлено Царство Божие, учил, что после него придет некто больший его, другой «саошьянт» или благодетель, который возглавит силы добра в последней великой битве.

Таким образом, их [сохранившихся зороастрийских апокалиптических текстов] свидетельство может быть принято в пользу того, что вся зороастрийская апокалиптика по сути своей вдохновлена собственным воззрением Заратуштры на ход и цели человеческой жизни и события Последнего дня; и это было одним из факторов, которые убедили великого историка религии В[ильгельма] Буссе в первичности зороастрийской апокалиптики относительно еврейской и влиянии первой на вторую. Он писал: «Относительно мессианских верований позднеэллинистического иудаизма… вопрос представляется ясным: Как случилось, что в противоположность допленной эпохе машиах и божество приобрели сверхмировое измерение и оказались связанными с трансцендентальной эсхатологией и морально-религиозным дуализмом? Объяснить это чисто внутриизраильским развитием крайне сложно, поскольку отсутствуют великие религиозные фигуры, которым можно было бы приписать подобный прогресс в мировоззрении. Насколько определенно, что иудаизм стремился к подобному развитию своими собственными силами и являл к этому предрасположенность, настолько же при этом правдоподобно наличие с самого начала внешнего влияния. С другой стороны, в иранской религии мы имеем трансцендентальную эсхатологию и морально-религиозный дуализм уже в самых древних слоях Гат, выражающих возвышенную веру, которую мы можем возвести к личности Заратуштры» (W. Bousset. Die Religion des Judentums im späthellenistischen Zeitalter. Tübingen, 1926. S. 480).
Заратуштра является не только источником иранской апокалиптики, но и первым известным милленаристом в широком смысле этого слова; и это один из фактов, которые заставляют нас признать его датировку периодом ок. 1000 до н.э. (которая чаще всего предлагается в настоящее время) слишком поздней... Если принять во внимание остальные свидетельства – социальные и лингвистические данные самих Гат, подробности догматической теологии Заратуштры, очевидно большой промежуток времени между Гатами и старейшими текстами Младшей Авесты в их дошедшем до нас виде – кажется очень вероятным, что видение намерений Бога посетило Заратуштру в бурный и революционный период древнеиранской истории, а именно в начале бронзового века, когда решительные изменения в обществе принесли грабеж и истребление наиболее слабым и отсталым из иранских племен. Таким образом, наиболее вероятной датировкой самого пророка и рождения иранской апокалиптики является период между 1400 и 1200 гг. до н.э., а это означает, что иранская апокалиптика древнее еврейской по меньшей мере на тысячу лет.

Mary Boyce. On the Antiquity of Zoroastrian Apocalyptic // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. Vol. 37, part 1. 1984. P. 57, 73-75
Tags: Ариохристианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment