aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Двоебожие послепленного иудаизма. Менструирующая Шхина

Поскольку в каббале мужской и женский пол у людей и их земные отношения суть отражения божественного мира, функции земной женщины имеют свои параллели в женской ипостаси Бога – Шхине. Шхина вступает в половые отношения с Богом и другими партнёрами, может забеременеть и родить ребёнка; она также менструирует. В «Зогаре» Шимон бар Йохай раскрывает своим ученикам мистическое значение менструации Шхины (Зогар, III, 79a). Как месячные прерывают половые отношения земных женщин, так же менструация Шхины прерывает её божественный союз со своим законным супругом – сфирой Йесод или Тиферет, который может возобновиться только после её ритуального очищения.

Согласно некоторым текстам, у Шхины недельный цикл. В течение нескольких дней недели она менструирует и является ниддой, т.е. отделена от своего супруга. В пятницу она очищается и в ночь на субботу возобновляет отношения с супругом. Это представляет собой образец для иудейского мистика, который может иметь отношения со своей женой только в ночь с пятницы на субботу, в то время как простые люди могут иметь отношения в любые дни в течение двух недель месяца, когда жена считается ритуально чистой (Зогар, I, 175a-b).

Согласно другой версии, у Шхины, которая отождествляется с Луной, как её супруг Йесод или Тиферет – с Солнцем, цикл составляет 28 дней, что совпадает с длительностью лунного месяца (Зохар, I, 38a, 53a, 185a; II, 237b; III, 95a-b, 247b). Искупительная жертва, которую иудеи должны приносить в Рош ходеш (первый день нового лунного месяца), требуется для того, чтобы скрыть запах менструальной крови Шхины (Зогар, I, 190b).

Согласно поздней части «Зогара» «Райа мегемна», Шхина во время менструации должна удаляться в дом затворничества (bet ’assurot) (Зогар, III, 272а). Каббалист Иосиф Хамадан сообщает, что Шхина одевается очень скромно, оставляя открытыми только свои глаза. Однако у неё есть и много одежд разных цветов – белые, голубые, красные, чёрные, зелёные и т.д., которые она носит, чтобы привлечь своего супруга. Во время менструации она носит более скромную одежду и не украшает себя. Шхина вновь надевает красивую одежду после очищения (Sefer Tashaq, 344).

Цвет одежды Шхины также зависит от излияний, которые она получает из более высоких сфирот. Под избыточным влиянием сфиры Дин («Суд») её одежды становятся красными, и она начинает менструировать. К Шхине в таком состоянии каббалисты относят высказывания Книги пророка Исайи «Меч Яхве наполнится кровью» (Ис. 34, 6) и «Отчего же одеяние твоё красно, и ризы у тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63, 2). С началом менструации Шхина становится злой силой и описывается как наполненный кровью сосуд зла (Зохар, I, 238b).

У Шхины два лика. Моше де Леон в сочинении «Мишкан Эдут» («Ковчег завета») отождествляет её одновременно с Премудростью и Чужой женой Книги Притчей (Притч. 7, 3-4). Её природа зависит от состояния чистоты. Когда она чиста, она является Премудростью, а когда менструирует – Чужой женой. Тиферет и Шхина обычно соединены и расстаются только тогда, когда её «блудодеяния у грудей её» (Ос. 2, 2), т.е. когда у неё месячные и она отдаляется от своего мужа и становится женой Самаэля.

Когда Шхина чиста, она обеспечивает божественное единство, а когда нечиста, то должна быть изгнана из божественного мира. Она есть «обращающийся меч» (Быт. 3, 24), который переходит от добра к злу, от милости к суду, от мира к войне. Когда меч наполняется кровью (Ис. 34, 6), т.е. красными истечениями сфиры Дин, Шхина становится злой.

Согласно одному из каббалистических мифов, менструальную нечистоту ввёл в Шхину первобытный Змей. Исаак из Акры сообщает: «злая склонность есть первобытный Змей, который распространяет свою нечистоту на женщину [Шхину], и это есть менструальная кровь» (Sefer Me’irat Einayim, 29; цит. по: Koren, p. 90-91). В «Зогаре» Шимон бар Йохай повествует, что, когда Шхина ослаблена грехами мира, она не может защитить себя от зла. Тогда Самаэль, привлечённый её внутренними качествами суда и нечистоты, вводит в неё оскверняющие свойства «другой стороны» (sitra aḥra) в виде менструальной крови (Зогар, III, 79a; I, 190b). Тогда Шхина становится нечистой и не может сочетаться со своим божественным супругом. Менструирующая Шхина совокупляется с Самаэлем (Зогар, I, 25b, 36b, 47a, 52b, 122b, 126a-b, 145b; II, 111a, 194a; III, 79a), привлекая к себе духов нечистоты и становясь источником опасности для любого, кто к ней приближается (Зогар, II, 125a, 128a). В таком состоянии Шхина может быть названа именем Лилит – демонической супруги Самаэля – и считаться блудницей (zona) (Зогар, III, 124b-125a). Она может быть отождествлена даже с самим Змеем (Зогар, III, 119b).

Источник: Sharon Faye Koren. Foresaken: The Menstruant in Medieval Jewish Mysticism. Waltham, 2011. P. 75-97



Не представляю себе чтобы кто-нибудь ещё, кроме иудеев, стал бы подробно обсуждать вопрос менструации у своей Богини-матери. И в очередной раз смеюсь над детской наивностью христиан, верящих, что у них с иудеями по большому счёту общая религия. )))
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Вперёд, к победе коммунизма!

    Композиция «Шествие советских людей к коммунизму» скульптора Н.В.Томского располагалась в центральной части павильона «Машиностроение» (сейчас…

  • В Русском музее

    Вера Шестакова (1914-1993) «В Русском музее» 1949 г.

  • Новички

    Михаил Цепляев «Новички» 1983 г.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments