aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Декабристы – первенцы русского национализма

Очень интересная и важная новая статья Сергея Сергеева.



Пафос декабризма был направлен против самодержавного «обращения с нацией как с семейной собственностью» (Лунин). «Для Русского больно не иметь нации и все заключить в одном Государе», – писал Каховский перед казнью Николаю I. Оба главных программных документа декабризма утверждают демократическое понимание нации. «Конституция» Н. Муравьева начинается с утверждения того, что «Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства <…> Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основныя постановления для самого себя». В пестелевской «Русской Правде» говорится: «Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное Благоденствие Всех и каждаго <…> А по сему Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народнаго а не Народ существует для Блага Правительства».
Нация равноправных граждан в декабристских проектах управляет сама собой посредством представительной демократии, через систему многоступенчатых выборов. На низовом же уровне основой национальной солидарности становится волостное самоуправление. Даже получить российское гражданство иностранец может только на волостном уровне.  
Национальное единство невозможно без социальной и юридической однородности нации. Крепостное право, деля русских на господ и рабов, тем самым раскалывало нацию на враждебные классы, поэтому требование его отмены, ключевое для декабристов, имело не только социально-уравнительное и либерально-гуманитарное, но и национально-государственное значение. В декабристских проектах не только сами сословия, но и их названия заменяются «названием гражданина Русскаго» (в муравьевской «Конституции») или «Российского гражданина» (в пестелевской «Русской Правде»).
Подавляющее большинство декабристов, оставивших после себя литературное или эпистолярное наследие, доступное автору этой работы, не могут быть квалифицированы иначе, как классические европейские националисты. И что еще более важно, главные идейно-политические документы декабризма – «Конституция» Н. Муравьева и (в еще большей мере) «Русская Правда» Пестеля – это программы построения национального государства.


Единственное, что вызывает несогласие, – планы «слить с коренным народом русским» присоединенных инородцев, особенно столь остро ныне звучащее намерение Пестеля переселить во внутреннюю Россию «буйных кавказцев». Теперь уже вполне очевидно, что один лишь культурный национализм без расовой составляющей («руский язык гаварю, Пушкин лублу, бэлий жэншын хачю») – это не национализм вообще.
Tags: История России, Как нам обустроить Россию
Subscribe

  • Демоническое в каббале 3

    Шхина будет полностью отделена от Другой стороны только с приходом Мессии. До него отделение может быть достигнуто только в определённые…

  • Демоническое в каббале 2

    Каббалист XIII в. Иосиф Хамаданский очень откровенно изображает божественно-демонические сексуальные связи, прежде всего, между Святым, да будет он…

  • Демоническое в каббале 1

    «Один образ в “Зогаре” представляет могучее демоническое царство – десять Сфирот Другой стороны – “лепящимся к грязи [zwhm’] ногтя на руке” Шхины…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments