aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

«Свадьба в Торопце»

Неизвестный русский художник конца XVIII в.
Государственный Исторический музей









Картина является редким образцом народной жанровой живописи XVIII века. Изображён один из старинных обрядов предсвадебья, предшествовавший церковному таинству венчания, – девичник, празднование окончания девичьей жизни накануне свадьбы в старинном городе Торопце Псковской губернии.

Торопец дольше других городов сохранял в себе старинные обычаи и обряды допетровской старины. Приверженность старым традициям проявлялась и в использовании национального платья среди различных слоев городского населения.
Костюмы торопецких купчих и мещанок славились своей необычной красотой – они объединяли элементы национального и европейского платья. Высокий кокошник женщины покрывали большим платком, в обиходе были веера – «махальца». Платком или веером замужние женщины и девушки на людях закрывали половину лица. Затейливые, своеобразные наряды носили не только купчихи и мещанки, но и дворянки.

Главными персонажами картины являются девушка, сидящая за столом, – невеста, и мужчина – жених, стоящий впереди группы гостей. Рядом с невестой сидит девочка, одетая в европейское платье, вероятно, «подневестница», заменявшая невесту в определённые моменты обряда. За столом – подруги невесты, закрывающие лица веерами.



«Свадьба в Торопце» – редкое в искусстве России XVIII века живописное изображение сцены из крестьянской жизни. Художник запечатлел застолье в доме невесты, сидящей во главе стола справа, во время одного из обрядов «предсвадебья» – смотрин или девичника. По таким случаям гости одевались в праздничные одежды, а угощение состояло из сладостей (среди угощений, расставленных на столе, выделяется большая сахарная голова).

Костюмы торопецких мещанок и купчих славились своей необычностью, а манера их носить – изяществом. Головной убор девиц – венец – представлял собой высокую шапку в виде усечённого конуса (на картине он выглядит скорее как цилиндр), обтянутого тканью. На островерхие кокошники замужних горожанок накидывался платок, а сам кокошник украшался жемчугом.
Tags: XVIII век, Народный костюм, Русское искусство, Русское народническое искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment