aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

4 января 1943 года погибла Марина Раскова






Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась в 1912 году в Москве в семье оперного певца и учительницы. Прославилась рядом мировых рекордов, поставленных до Великой Отечественной войны, когда она в качестве штурмана совершала длительные беспосадочные перелеты с экипажем, полностью состоящим из женщин. Наиболее значимый перелёт был совершён ею по маршруту Москва – Дальний Восток (село Керби) в сентябре 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина». Тогда за установление очередного рекорда штурману Расковой было присвоили звание Героя Советского Союза.

Но чаще всего фамилию Расковой упоминают в связи с тремя женскими авиаполками, которые были созданы по её инициативе в разгар войны. 15 октября 1941 года в городе Энгельсе были сформированы из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппы из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название «Ночные ведьмы».

Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Во время войны полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк; 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк.

22 ноября 1942 года М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряжённой учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался её Пе-2 и ещё два самолета 1-й эскадрильи.

Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 минут Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в них. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой.

Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман Кирилл Хиль, стрелок-радист Николай Ерофеев и инженер полка Владимир Круглев. Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Созданные по инициативе Расковой женские авиачасти прошли славный боевой путь. Истребительный авиаполк действовал в системе ПВО, но несколько его лётчиц были направлены на фронт. Две из них – Лидия Литвяк и Екатерина Буданова – стали единственными в мире женщинами-асами. На их счету было 14 и 10 сбитых вражеских самолётов соответственно. Обе отважные женщины погибли в боях в 1943 г. Женские бомбардировочные полки всю войну действовали на фронте и заслужили право именоваться гвардейскими (46-й гвардейский ночной и 125-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков), несколько лётчиц стали Героями Советского Союза.
Tags: Вторая мировая война, Памятные даты, Русские герои
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment