aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Большой сион

Новгород, XII в.






Большой иерусалим или большой сион XII в. воспроизводит одну из главных реликвий христиан – сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем императором Константином Великим. Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба. Являясь образцом высокого художественного мастерства, иерусалим стоит одним из первых в ряду памятников новгородского стиля. Виртуозное техническое исполнение, свободное владение приёмами серебряного дела, знание и понимание столичного стиля эпохи, внесение местных самобытных черт вызывают восхищение зрителей.

Лицевые изображения в медальонах и на дверцах стилистически едины и выразительны. На куполе, в шести круглых медальонах представлены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил и святитель Василий Великий, один из творцов литургии. Чеканные полуфигуры помещены на полусферической поверхности купола. Выполнение этой работы требовало от серебряника особого напряжения и чутья. Высокий профессионализм, твердая рука мастера сомнений не вызывают.

Образы апостолов, представленные на 12-ти подвижных створках дверей сиона, значительны и гармоничны. Это Пётр, Павел, Фома, Филипп, Иаков, Варфоломей, Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов, Симеон, Андрей. Рельефные фигуры переданы свободно, в лёгком движении. Позы святых, драпировки одежд, жесты рук, орнаментированные подножия, лики индивидуализированы.

В основании иерусалима – большой дискос с гравированным изображением Голгофского процветшего креста, видного при раскрытых дверях. Купол сиона венчает четырёхконечный крест с расширяющимися ветвями, на концах которых литые бусины.

Большой новгородский иерусалим, принадлежащий к аристократическому направлению в древнерусском искусстве, явно княжеский заказ. Возможно, новгородский князь Мстислав, внук короля Гарольда (англосаксонского) и правнук византийского императора Константина Мономаха, имея тесные контакты и с византийской столицей, и с западноевропейским миром, мог заказать роскошный иерусалим, связанный с новгородской Софией.
Tags: XII век, Новгород, Православие, Русское искусство
Subscribe

  • Страшные стихи на Святки 24

    За старинными амбарами Поздно ночью не ходи, – Мертвяки там ходят парами, Самый древний впереди. А пойдёшь, так предсказания Там послушай, поучись,…

  • Страшные стихи на Святки 23

    Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно,…

  • Страшные стихи на Святки 22

    Вчера сожгли мою сестру, Безумную Мари. Ушли монахини к костру Молиться до зари… Я двери наглухо запру. Кто может — отвори! Ещё гудят колокола, Но в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments