aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Двоебожие послепленного иудаизма. Акатриил

Теоним Акатриил (первая часть которого, вероятно, произведена при помощи протетического алефа от слова keter «венец») встречается в Вавилонском Талмуде и нескольких текстах Хейхалот. В трактате Вавилонского Талмуда «Берахот» («Благословения») он обозначает Яхве.

В главе 7а этого трактата обсуждается вопрос о том, молится ли Яхве, на который даётся положительный ответ на основании выражения «дом моей молитвы» (bet təp̄illati) (Ис. 56, 7). Дальше цитируется текст собственной молитвы Яхве, в подтверждение чему приводится история о том, как Йишмаэль бен Элиша, бывший великим жрецом Иерусалимского храма накануне его разрушения римлянами, однажды в день Искупления вошёл в его святое святых, чтобы совершить положенное каждение:

Сказал рабби Йишмаэль бен Элиша: Я однажды вошёл, чтобы кадить, в святое святых (lpny wlpnym) и увидел Акатриила Ях, Яхве Воинств (’ktry’l yh yy ṣb’wt), сидящего на престоле высоком и превознесённом. И он сказал мне: Йишмаэль, сын мой, благослови меня! И я сказал ему: Да будет тебе угодно, чтобы твоя милость победила твой гнев и чтобы твоя милость возобладала над [другими] твоими свойствами, чтобы ты обращался со своими детьми согласно свойству милости и не прибегал в их отношении к строгому суду! И он кивнул мне головой. (Ber. 7a)





Багословение Йишмаэля бен Элиши в точности совпадает с ранее процитированной собственной молитвой Яхве, что вызывает одобрение божества. Здесь Акатриил очевидно является другим именем Яхве, что подтверждается, в числе прочего, цитатой из видения пророка Исайи «сидящего на престоле высоком и превознесённом» (Ис. 6, 1). Данная сугья из Вавилонского Талмуда почти дословно воспроизводится в одной из рукописей Хейхалот Раббати.

В корпусе Хейхалот имеется ещё несколько текстов, где Акатриил предположительно используется как имя Яхве. В Аггаде рабби Йишмаэля, первоначально представлявшей собой отдельный апокалипсис, позднее включённый в Хейхалот Раббати, «Акатриил Ях, Яхве, бог Воинств» открывает рабби Йишмаэлю судьбу Израиля. В Хейхалот Зутарти Князь лика (Метатрон?) заклинается разными именами, в т.ч. именем Акатриил, которое «запечатлено на его (т.е. Яхве) венце и вырезано на его (т.е. Яхве) престоле».

Наконец, в группе из 3 ашкеназских рукописей имеется позднее дополнение к 3-й книге Еноха, которое также включено в «Содей Разаййя» Елеазара Вормского, повествующее о восхождении Моисея на небо. В нём ангелы во главе с Князем лика Метатроном принимают молитвы Израиля и помещают их как венец на главу бога, после чего Акатриил Ях приказывает Метатрону выслушать молитву Моисея и выполнить любую просьбу, которую он обращает «ко мне» (т.е. к Яхве).

Однако в нашем распоряжении имеется и текст, в котором Акатриил определённо является отличным от Яхве божеством. Данный текст, именуемый «Тайной Сандальфона» (rzw šl sndlpwn), сохранился как приложение к Маасе Меркава:

Сказал Элиша бен Авуйя: Когда я вознёсся в пардес, я увидел Акатриила Ях, Яхве Воинств (’ktry’l yh yy ṣb’wt), сидящего у входа в пардес, и 120 тем служащих ангелов окружали его, как сказано: «Тысячи тысяч служили ему, и тьмы тем, и т.д.» (Дан. 7, 10). Когда я увидел их, я встревожился и ужаснулся, но собрался с силами и вошёл пред лик Святого, да будет он благословен. Я сказал пред его ликом: Владыка мира, ты написал в своей Торе: «Вот, у Господа, бога твоего, небо и небеса небес, и т.д.» (Втор. 10, 14). Также написано: «и о делах рук его вещает твердь» (Пс. 18, 2) – только одного (’ḥd blbd)! Он сказал мне: Элиша, сын мой! Пришёл ли ты сюда размышлять о моих тайнах? Не слышал ли ты притчи, которую говорят сыны человеческие?





На этом месте текст в рукописях обрывается, и за ним следует магический трактат «Меч Моисея». Притча, которой он должен был завершаться, не сохранилась.

Данный рассказ является очевидной переделкой известного рассказа Вавилонского Талмуда и 3-й книги Еноха о посещении четырьмя иудейскими мудрецами пардеса. Невредимым из этого путешествия возвращается лишь рабби Акива. Элиша бен Авуйя, известный также как Ахер («Другой»), становится еретиком, когда видит сидящего на престоле Метатрона и заключает, что на небесах есть две власти. Метатрона за то, что он ввёл Ахера в ересь, другие ангелы наказывают ударами огненных плетей.

В «Тайне Сандальфона» данный рассказ почти что вывернут наизнанку. Роль Метатрона выполняет Акатриил, божественность которого подтверждается не только тем, что он сидит, но и тем, что ему служат тьмы ангелов, которые в Книге пророка Даниила служат Ветхому днями. При этом он очевидно отличен от самого Яхве. Элиша бен Авуйя возмущается этой картиной двоебожия и жалуется верховному божеству на то, что она нарушается учение Торы. В ответ Яхве заявляет ему, что божественные тайны не могут быть поняты людьми. Данный текст является одним из самых выразительных утверждений бинитаризма в раввинистической литературе.

Корпус Хейхалот содержит ещё несколько текстов, в которых не вполне понятно, является ли Акатриил именем Яхве или другого божества. Так, в составе Хейхалот Раббати (279) и Меркава Рабба (678) имеется текст, в котором рав Нехунья бен Хакана заклинает рава Йишмаэля «великой печатью» и «великой клятвой» помочь ему не забывать Тору; эти печать и клятва принадлежат «Зевудиилу, Яхве, богу Израилеву, который есть (we-ze hu) Метатрон, Яхве, бог Израилев, бог небес и бог земли, бог богов, бог моря и бог суши».

В разделе 309 Хейхалот Раббати (перек р. Нехунья б. Хакана) рав Нехунья бен Хакана заклинает рава Йишмаэля «своей великой печатью, Зевудиилом Ях, Акатриилом Ях на небесах и на земле», а в следующем разделе 310 указывается, что Метатрон носит имена «Зивутиил служитель (‘bd), Зевудиил Ях (yh) и Акатриил Яхве (ywy), бог Израилев» (цитируем в нашем переводе с английского по публикации: Peter Schäfer. The Jewish Jesus: How Judaism and Christianity Shaped Each Other. Princeton, 2012. P. 136-137).

Данные тексты свидетельствуют, что в раввинистическую эпоху, как и в библейскую и межзаветную эпохи, граница между самим Яхве и его «ангелами» была неопределённой и неустойчивой.
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments