Ту же самую прозападную политику Орды можно наблюдать и в черноморском регионе. Именно на столетия татарского господства на северном и северо-восточном побережьях Черного моря пришелся расцвет в этих местах торговли итальянских городов-государств, основавших там свои многочисленные колонии. В связи с обстоятельствами похода Мамая на Русь привлекает внимание упоминание о присутствии в рядах его войска «фрягов», т.е. итальянцев. Евразийцы любят особо отмечать этот факт, стремясь представить ордынского правителя игрушкой в руках всё тех же «западных агрессоров». На самом деле, сотрудничая с итальянцами, Мамай действовал полностью в русле традиционной политики своих предшественников и преемников.
Одним из основных источников доходов итальянских торговых колоний на землях Орды были рабы, в изобилии поставлявшиеся им татарами. Согласно свидетельствам источников, значительное количество этих рабов были русскими по происхождению. Итальянско-татарское коммерческое партнерство в сфере работорговли просуществовало более двух столетий – с середины XIII в., когда был основан Улус Джучи, до конца XV в., когда итальянцы были окончательно изгнаны из Черного моря турками. Однако сама торговля восточноевропейскими рабами продолжилась и далее, только поставщиками живого товара стали крымцы, а рынком его сбыта – Османская империя. Некоторые сведения о продаже татарами русских рабов итальянским купцам приведены в книге М.Д. Полубояриновой «Русские люди в Золотой Орде»:
С середины XIII в. бурную деятельность на Черном море развили купцы-работорговцы из итальянских городов Венеции, Пизы, Генуи, а позже (конец XIV-XV в.) – из Флоренции. Наиболее активные генуэзцы, а вслед за ними остальные вошли в сношения с Золотой Ордой, получили разрешение на основание колоний в Крыму, в частности Каффы, ставшей одним из основных центров работорговли. Часть рабов, среди них и русские, оседали в причерноморских центрах. В нотариальных актах конца XIII в. генуэзских колоний Пера и Каффа среди проданных рабов упоминаются и славяне, т.е. русские. Огромные партии рабов переправлялись в Европу, в частности в итальянские и французские города.
Характерно, что особым спросом в итальянских городах пользовались женщины: до XIV в. их покупали в два раза больше, а с XIV в. – в четыре раза больше, чем мужчин, и цены на женщин в общей сложности были выше. Это объясняется тем, что рабы предназначались для домашних работ. Возраст рабов – не старше 40 лет; наиболее ценными считались рабы от 16 до 30 лет. Часто упоминаются русские рабы и рабыни. Они (главным образом женщины) и ценились на рабских рынках очень высоко. В 1429 г. 17-летняя русская девушка была куплена за максимальную цену – 2093 лиры; известны и другие примеры. После русских ценились выше всего черкешенки, дешевле татарки – их продавали за 136-139 лир.
В 1465 г. одна флорентийская синьора в письме к сыну пишет следующее: «Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую. Какую-либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, т.е. из России, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мнению, – добавляет рассудительная мать, – лучше всего было бы взять татарку».
В документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» – Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т.п. – говорят об их русском происхождении. С начала XV в. на первом плане во всех записях стоят русские рабы и рабыни – они составляют более 22%. Цены на них также наиболее высокие.
В документах итальянских городов уже в середине XV в. слышны жалобы на то, что количество привозимых рабов уменьшается.
М.Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 39-40