aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Двоебожие послепленного иудаизма. Премудрость. Прочие книги

Книга Иова

Ещё одной наряду с Притчами канонической книгой Еврейской Библии, в которой говорится о Премудрости, является Книга Иова. Обращаясь к Иову, его друг Елифаз Феманитянин задаёт риторический вопрос: «Разве Совет божий (sod ’eloah) ты слышал и привлёк к себе Премудрость (Септ.: εἰς δὲ σὲ ἀφίκετο σοφία; цсл.: и на тя ли прiиде премудрость)?» (Иов. 15, 8). Здесь Премудрость представлена как божество, входящее в состав Совета богов.

Сходный образ Премудрости предположительно присутствует в самом раннем тексте арамейского сочинения «Слова Ахикара», найденном на Элефантине. Само сочинение возникло, вероятно, в новоассирийскую эпоху, а элефантинский папирус с ним датируется V в. до н.э. «Слова Ахикара» состоят из двух частей, первая из которых рассказывает о жизни этого советника ассирийских царей, а вторая представляет собой сборник его мудрых высказываний. Частично повреждённое начало второй части, по всей видимости, упоминало Премудрость: «Также богам она дорога […] царство. На небесах она поставлена, ибо Господин святых возвысил [её]» (’p l’lhn yq[y]rh hy ‘n[……]l .[..] mlkwt’ bšm[y]n šymh hy ky b‘l qdšn nš’[h]) (6.79). Слова «боги» и «святые» здесь синонимичны.

Более подробно о Премудрости говорит отрывок из 28-й главы Книги Иова. В нём сам Иов заявляет, что человек, хотя он и находит скрытые в земле сокровища, не может найти Премудрость, потому что её местонахождение ведомо только богу, и далее рассказывает о её роли в творении:

12. Но где обретается Премудрость (ḥoḵma)? и где место Рассудительности (bina)?
13. Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых.
14. Бездна (təhom) говорит: «не во мне она»; и Море (yam) говорит: «не у меня».

20. Откуда же исходит Премудрость (ḥoḵma)? и где место Рассудительности (bina)?
21. Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена.
22. Гибель (’aḇaddon) и Смерть (mawet) говорят: «ушами нашими слышали мы слух о ней».

23. Бог (’elohim) знает путь её, и он ведает место её.
24. Ибо он прозирает до концов земли и видит под всем небом.
25. Когда он ветру полагал вес и располагал воду по мере,
26. когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной,
27. тогда он увидел её и явил её (wayəsappərah; цсл.: повѣда ю), приготовил её (heḵinah) и ещё испытал её (ḥaqarah) (Септ.: τότε εἶδεν αὐτὴν καὶ ἐξηγήσατο αὐτήν, ἑτοιμάσας ἐξιχνίασεν; цсл.: оуготовавъ изслѣди).

(Иов. 28, 12-27)

Примечательно, что в этом отрывке о своей неспособности помочь человеку найти Премудрость заявляют древние божества Бездна, Море, Гибель и Смерть.

Рассказ об участии Премудрости в творении имеет очевидные переклички с Сирахидом: «Он произвёл её и увидел и измерил её и излил её на все дела свои и на всякую плоть по дару своему, и особенно наделил ею любящих его» (Κύριος αὐτὸς ἔκτισεν αὐτὴν καὶ εἶδε καὶ ἐξηρίθμησεν αὐτὴν (цсл.: самъ созда ю, и видѣ, и сочте ю) καὶ ἐξέχεεν αὐτὴν ἐπὶ πάντα τὰ ἔργα αὐτοῦ, μετὰ πάσης σαρκὸς κατὰ τὴν δόσιν αὐτοῦ, καὶ ἐχορήγησεν αὐτὴν τοῖς ἀγαπῶσιν αὐτόν) (Сир. 1, 8-10). В обоих случаях творец увидел Премудрость и изучил её прежде чем внести её в творение.

Речь Иова заканчивается утверждением: «И сказал [бог] человеку: “вот, страх Господень (yirat ’adonay) есть Премудрость, и удаление от зла – Рассудительность”» (Иов. 28, 28). Данный текст является более поздней вставкой, что ясно уже по тому, что он содержит единственный во всей Книге Иова случай употребления слова ’adonay. Кроме того, он очевидно снижает образ Премудрости, превращая её из божественной личности в моральное понятие. Примеры сходного снижения имеются и в других текстах: «Страх Яхве (yirat yhwh) есть начало Премудрости, и знание Святых – Рассудительность» (Притч. 9, 10); «Начало Премудрости – бояться Господа, и с верными она образуется вместе во чреве» (ἀρχὴ σοφίας φοβεῖσθαι τὸν Κύριον, καὶ μετὰ πιστῶν ἐν μήτρᾳ συνεκτίσθη αὐτοῖς) (Сир. 1, 15).


Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова

У Сирахида также имеется образ Премудрости как божественной личности, входящей в Совет богов: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством его будет прославлять себя» (Септ.: ῾Η σοφία αἰνέσει ψυχὴν αὐτῆς καὶ ἐν μέσῳ λαοῦ αὐτῆς καυχήσεται. ἐν ἐκκλησίᾳ ῾Υψίστου στόμα αὐτῆς ἀνοίξει καὶ ἔναντι δυνάμεως αὐτοῦ καυχήσεται; цсл.: Премудрость похвалитъ душу свою и посредѣ людiй своихъ восхвалится. Въ церкви вышняго отверзетъ уста своя и прямо силѣ его восхвалится) (Сир. 24, 1-2). Греческое слово ἐκκλησία и славянское «церковь», по всей видимости, переводят слово qəhal («община») еврейского оригинала, ср.: «И небеса славят чудо твоё, Яхве, и верность твоя в Общине святых (qəhal qədošim)» (Пс. 88, 6).

Премудрость сообщает о себе: «Прежде века от начала он произвёл меня, и я не скончаюсь вовеки» (Септ.: πρὸ τοῦ αἰῶνος ἀπ᾿ ἀρχῆς ἔκτισέ με, καὶ ἕως αἰῶνος οὐ μὴ ἐκλίπω; цсл.: прежде вѣка из начала созда мя, и даже до вѣка не оскудѣю) (Сир. 24, 10). Из утверждения Премудрости «Я вышла из уст Всевышнего» (Септ.: ἐγὼ ἀπὸ στόματος ῾Υψίστου ἐξῆλθον; цсл.: азъ из устъ вышняго изыдохъ) (Сир. 24, 3) следует возможность отождествления её со Словом. Её сравнение с деревьями в Сир. 24, 14-20 может быть унаследовано от образа иудейской Богини-матери.

По словам Премудрости, она обошла все народы, ища места для своего успокоения, после чего, следуя приказу бога, поселилась в Израиле (Сир. 24, 5-9), где стала жрицей в храме: «Я служила пред ним во святой скинии» (ἐν σκηνῇ ἁγίᾳ ἐνώπιον αὐτοῦ ἐλειτούργησα) (Сир. 24, 11). В конечном счёте Сирахид отождествляет её с Торой (Сир. 24, 25-26).

Любопытно, что в Кумране был найден другой вариант речи юноши, ищущего Премудрости, из Сир. 51, 18-28. Он, в отличие от текста Сирахида, имеет откровенно эротическую окраску: «Моя рука открыла […] её наготу я познал» (ydy ptḥ […] m‘rmyh ’tbwnn) (11QPsa col. XXI, 17) (еврейское слово yad «рука» может означать также срамный уд).


Книга пророка Варуха

В состав этого неканонического сочинения входит посвящённая Премудрости поэма (Вар. 3, 9 – 4, 4). Вторя Книге Иова, она утверждает, что Премудрость доступна не людям, но только богу. Бог же дал её Израилю: «Он нашёл все пути знания и даровал его рабу своему Иакову и возлюбленному своему Израилю. После того оно явилось на земле и обращалось между людьми» (ἐξεῦρε πᾶσαν ὁδὸν ἐπιστήμης καὶ ἔδωκεν αὐτὴν ᾿Ιακὼβ τῷ παιδὶ αὐτοῦ καὶ ᾿Ισραὴλ τῷ ἠγαπημένῳ ὑπ᾿ αὐτοῦ· μετὰ τοῦτο ἐπὶ γῆς ὤφθη καὶ ἐν τοῖς ἀνθρώποις συνανεστράφη) (Вар. 3, 37-38). Как и Сирахид, Варух отождествляет Премудрость с Торой (Вар. 4, 1).


Книга Премудрости Соломона

Наряду с библейской Книгой Притч Книга Премудрости Соломона содержит самые яркие и личностные образы Премудрости (σοφία) во всей иудейской словесности эпохи Второго храма. Автор обещает читателю возвестить, «что есть Премудрость и как она родилась» (τί δέ ἐστι σοφία καὶ πῶς ἐγένετο), и исследовать её «от начала рождения» (ἀπ᾿ ἀρχῆς γενέσεως) (Прем. Сол. 6, 22). Она есть «дыхание силы божией и чистое излияние славы вседержителя» (ἀτμὶς γάρ ἐστι τῆς τοῦ θεοῦ δυνάμεως καὶ ἀπόρροια τῆς τοῦ παντοκράτορος δόξης εἰλικρινής; пара бо есть силы божiя и излiянiе вседержителя славы чистое) (Прем. Сол. 7, 25).

Премудрость присутствовала при сотворении мира и участвовала в нём: «присуща была, когда ты творил мир» (παροῦσα, ὅτε ἐποίεις τὸν κόσμον; присутствующая тогда, егда мiръ творилъ еси) (Прем. Сол. 9, 9); «Премудрость художница всего» (ἡ πάντων τεχνῖτις σοφία; всѣхъ художница премудрость) (Прем. Сол. 7, 21); «всё устрояет на пользу» (διοικεῖ τὰ πάντα χρηστῶς; управляетъ вся благо) (Прем. Сол. 8, 1); «она таинница ума божия и избирательница дел его» (μύστις γὰρ ἐστι τῆς τοῦ θεοῦ ἐπιστήμης καὶ αἱρετὶς τῶν ἔργων αὐτοῦ; таибница бо есть божiя хитрости и обрѣтателница дѣлъ его) (Прем. Сол. 8, 4).

В контексте творения мира она отождествляется со Словом: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё Словом твоим и Премудростью твоею устроивший человека (ὁ ποιήσας τὰ πάντα ἐν λόγῳ σου καὶ τῇ σοφίᾳ σου κατεσκεύασας ἄνθρωπον; сотворивый вся словомъ твоимъ и премудростiю твоею устроивый человѣка)» (Прем. Сол. 9, 1-2).

Премудрость «превосходнее сонма звёзд» (ὑπὲρ πᾶσαν ἄστρων θέσιν; паче всякаго расположенiя звѣздъ) (Прем. Сол. 7, 29), т.е. прочих богов. Она восседает на престоле верховного бога: «даруй мне приседящую престолу твоему Премудрость» (δός μοι τὴν τῶν σῶν θρόνων πάρεδρον σοφίαν; даждь мнѣ твоимъ престоломъ присѣдящую премудрость) (Прем. Сол. 9, 4); «ниспошли её от святых небес и от престола славы твоей ниспошли её» (ἐξαπόστειλον αὐτὴν ἐξ ἁγίων οὐρανῶν καὶ ἀπὸ θρόνου δόξης σου πέμψον αὐτήν; посли ю съ небесъ святыхъ и отъ престола славы твоея посли ю) (Прем. Сол. 9, 10)

Премудрость «имеет сожитие с богом, и владыка всех возлюбил её» (συμβίωσιν θεοῦ ἔχουσα, καὶ ὁ πάντων δεσπότης ἠγάπησεν αὐτήν) (Прем. Сол. 8, 3); она его πάρεδρος (Прем. Сол. 9, 4). Она также сожительствует с Соломоном: «Посему я рассудил принять её в сожитие с собою» (ἔκρινα τοίνυν ταύτην ἀγαγέσθαι πρὸς συμβίωσιν) (Прем. Сол. 8, 9)

Дважды, и оба раза в поэтическом параллелизме с Премудростью, упоминается Святой дух (ἅγιον πνεῦμα): «в лукавую душу не войдёт Премудрость» (εἰς κακότεχνον ψυχὴν οὐκ εἰσελεύσεται σοφία), а от грешника удалится «святый дух научения» (ἅγιον πνεῦμα παιδείας; цсл.: святый духъ наказанiя) (Прем. Сол. 1, 4-5); «Волю же твою кто познал бы, если бы ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого твоего духа?» (βουλὴν δέ σου τίς ἔγνω, εἰ μὴ σὺ ἔδωκας σοφίαν καὶ ἔπεμψας τὸ ἅγιόν σου πνεῦμα ἀπὸ ὑψίστων) (Прем. Сол. 9, 17).
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Почему случилась Цусима

    В 1872 году в Японии крестьяне получили земельные наделы в личную собственность с правом продажи. При этом был ликвидированы «пятидворки» – японский…

  • На данный момент времени выяснилось, что

    Это не Александр III, а русский посланник в Дании Карл Карлович Толь. Это фейк, состряпанный совками. Это Александр III пародирует немецкий…

  • Годовщина отмены крепостного рабства

    160 лет назад, 3 марта (19 февраля) 1861 г., Александр II издал указ о крестьянской реформе. Крестьяне перестали быть собственностью помещиков, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments