Борменталь, Борменталь… В каждом заголовке, в каждой посмертной сопроводиловке. Хорошая роль, выбивающаяся из качественного китча (бывает и такое в «важнейшем из искусств»!). Д-р Борменталь в исполнении Плотникова благороднее и брезгливее проф. Преображенского. И, в конечном счете, он справляется с обнаглевшим гомункулусом Шариковым. Но разве это главная или лучшая роль Плотникова? Второе несоответствие заключается в бесконечных сетованиях по поводу того, что в лице Плотникова театр потерял князя Мышкина. Прямо ай-я-яй! Но вот ответ самого Бориса Григорьевича на вопрос интервьюера:
— Князя Мышкина играл 12 лет. Это было настоящее актерское счастье.
12 лет прозевали скорбящие! 189 спектаклей!
Ну и конечно в последнюю очередь в заплачках упоминается роль, которая вывела Плотникова и Ларису Шепитько – актера и режиссера – на международный уровень, а картину «Восхождение» – в непререкаемые шедевры советского и мирового кино.
В память об артисте я пересмотрела фильм, заново, как в первый раз, пережив это абсолютно невероятное зрелище. ПСАЛМАМИ ВОСХОЖДЕНИЯ (песнями ступеней) именуются включенные в Псалтирь Пс. 119–133. Евфимий Зигабен в Толковой Псалтири пишет: «Сии псалмы называются восхождениями, потому что пророчествуют о восхождении бывших в плену вавилонском Иудеев в Иерусалим… Сии восхождения начинаются с вопля и моления, какие произносили пленные Иудеи по причине скорби своей к Богу; а оканчиваются полным возвращением их в Иерусалим. Такова причина названия сих псалмов восхождениями в историческом отношении. В высшем значении называются сии псалмы восхождениями потому, что они более других изводят из Вавилона, т. е. смешения настоящей жизни (ибо Вавел значит смешение) и возвышают народ Божии, т. е. христианский над страстями, которым он был порабощен».
Проще всего думать, что у Шепитько в экранизации повести Василя Быкова «само так получилось». Но Быков не случайно называл режиссера «Достоевским в юбке». Некоторые псалмы цитируются в фильме буквально. Например: Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Пс .120.3). То есть: Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя. Когда с раненой ногой, измученный пытками Сотников в финале с трудом взбирается на виселицу и отступник Рыбак пытается ему помочь, приговоренный не отталкивает напарника, которого уже простил, твердо произнося: «Я сам!». И стоит с вервием на шее неколебимо. И в утешение ему посылается мальчик в суконном шлеме-«богатырке», которая пропагандой приживилась как «буденовка». И мальчик сквозь слезы выдавливает улыбку, чтобы она озарила последние мгновения мученика.
Заслуги Шепитько, которая сделала роль 25-летнего Плотникова великой, никто не умаляет. Но без его лица, в страдании становящегося ликом, без его глаз, обращенных к небу, эффекта просветления и достижения святости достичь бы не удалось. Режиссер только расчистила место вокруг главного героя, отказавшись снимать сверхпопулярных Высоцкого и Губенко, жаждавших сыграть Рыбака. Их гениально заменил безвестный театральный реквизитор Гостюхин. Князь Болконский красноармейско-партизанского разлива, каким играет Плотников Сотникова, не превращается в Христа, как тысячу раз писали невежественные рецензенты, но через подражание Христу, следует по стопам Христа в страданиях и смерти (1 Пет 2:2123). И роль стала эпохальной.
Царствия небесного большому артисту!
Марина Кудимова