Двоебожие послепленного иудаизма. Новый Завет. Дописьменная традиция - aquilaaquilonis — ЖЖ
окт. 27, 2020
04:03 pm - Двоебожие послепленного иудаизма. Новый Завет. Дописьменная традиция
Древнейшая форма христологии, сформировавшаяся у последователей Иисуса из Назарета вскоре после его казни и предполагаемого воскресения, была адопционистской и предполагала, что Иисус в период своей земной жизни был человеком, а Сыном Божиим стал путём усыновления Богом в момент воскресения. Эта христология засвидетельствована двумя следами дописьменной традиции, дошедшими до нас в составе Нового Завета.
Первым таким следом является христологический гимн, который Павел цитирует в начале Послания к Римлянам (Рим. 1, 3-4). Павел заявляет своим адресатам, что избран к благовестию, обещанному Богом о своём сыне,
τοῦ γενομένου
родившемся
ἐκ σπέρματος Δαυῒδ
от семени Давидова
κατὰ σάρκα
по плоти
τοῦ ὁρισθέντος
определённом (цсл.: нареченнѣмъ; синод.: Который открылся)
υἱοῦ Θεοῦ [ἐν δυνάμει]
Сыном Божиим [в силе]
κατὰ πνεῦμα ἁγιωσύνης ἐξ ἀναστάσεως νεκρῶν
по духу святыни, через воскресение из мёртвых
В отличие от других церквей, которым Павел адресует свои послания, церковь в Риме не была основана им самим. Планируя миссионерскую поездку в Испанию, Павел обращается к римским христианам за поддержкой, стремясь убедить их в своём правоверии. С этой целью он цитирует своего рода «символ веры», который хорошо известен как ему самому, так и им.
Данный текст представляет собой самостоятельное поэтическое произведение, включающее две строфы, которые состоят из трёх параллельных по смыслу частей. О его архаичности говорит выражение «дух святыни» (πνεῦμα ἁγιωσύνης), являющееся (в противоположность обычному греческому ἅγιον πνεῦμα) калькой с семитского (евр. ruaḥ qodeš; см. Пс. 50, 13; Ис. 63, 10-11).
В пользу того, что Павел не является автором этого текста, свидетельствует употребление выражений «дух святыни» и «семя Давидово», которые нигде в сочинениях Павла не встречаются. Павел также никогда не говорит об Иисусе как потомке Давида. Кроме того, утверждение, что Иисус был «определён» или «назначен» (именно таков смысл греческого глагола ὁρίζω) Сыном Божиим при своём воскресении, отличается от собственной точки зрения Павла. Как будет показано далее, Павел считал, что в Иисуса воплотилось младшее божество, именуемое в Еврейской Библии «Посланцем Яхве» (mal’aḵ yhwh), а в синодальном переводе – «Ангелом Господним». После своей добровольной смерти и воскресения Иисус, согласно Павлу, стал равным Богу Отцу. Слова «в силе», по всей видимости, были добавлены в традиционный текст самим Павлом, чтобы сделать его более совместимым с собственным мнением о повышении статуса Иисуса при его воскресении.
Второй след древнейшей адопционистской христологии сохранился в составе речи, которую Лука вкладывает в уста Павла во время посещения им синагоги в Антиохии Писидийской: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: “Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя”» (καὶ ἡμεῖς ὑμᾶς εὐαγγελιζόμεθα τὴν πρὸς τοὺς πατέρας ἐπαγγελίαν γενομένην, ὅτι ταύτην ὁ Θεὸς ἐκπεπλήρωκε τοῖς τέκνοις αὐτῶν, ἡμῖν, ἀναστήσας Ἰησοῦν, ὡς καὶ ἐν τῷ ψαλμῷ τῷ δευτέρῳ γέγραπται· υἱός μου εἶ σύ, ἐγὼ σήμερον γεγέννηκά σε) (Деян. 13, 32-33).
В данном случае древний интронизационный гимн, возвещающий, что Яхве делает царя Иудеи при его восшествии на престол своим сыном (Пс. 2, 7), истолковывается как пророчество об Иисусе, который, как и в гимне из Рим. 1, 3-4, становится Сыном Божиим при своём воскресении.
ה'רצוא' בכללו הוא עבודה בבחינה של יציאה מן הכלים, בעליה מלמטה למעלה והוא בבחינת אהבה ברשפי אש בתגבורת, לצאת מן הגוף וליפרד מן הפתילה, והוא בבחינת אהבה רבה שאין כלי הלב מכיל אותה. אין מטרה ברצוא בנפש האדם ללא שוב, שכן כאשר יש לאדם בנפשו רצוא ללא שוב הוא עלול להגיע לידי כלות הנפש ואין זוהי תכלית האדם, שהרי תפקידו של האדם הוא לעשות דירה בתחתונים דוקא כנאמר "על כרחך אתה חי". אלא תפקידו של הרצוא בנפש האדם הוא להיכנס נכון - עם חיות והתלהבות במטרה של דביקות בה' - לחיים של עבודה בעולם (שוב), וכמו כן לתת תוקף למעשים גשמיים להמשיך אלוקות בתוכם.
הרצוא הוא מצד הרצון להיות דבוק באור ה' הממלא כל עלמין והמורגש על ידי כלות הנפש בחינת רצוא, והשוב הוא מבחינת ההתבוננות באור ה' הסובב כל עלמין, מצד הידיעה כי מציאותו יתברך נמצאת בכל העולמות בשוה.
ה'שוב' בכללו הוא העבודה שבאה אחרי ה'רצוא' ותפקידה להשיב אל הכלים בהמשכה מלמעלה למטה את ה'רצוא'. כל עבודה שהיא באופן של תיקון כוללת את שני בחינות אלו.
בעולם התוהו היו הספירות בבחינת רצוא בלא שוב, ומשום כך הייתה שם שבירת הכלים. עולם התיקון הוא בבחינת שוב, "לשבת יצרה", שהוא המשכה של אורות בכלים.
הלב מחיה את כל הגוף בבחינת רצוא ושוב, שדם הנפש נסגר בתוכו, ואחר כך נפתח, ועל ידי כך מחיה כל הגוף. וכן ענין חיות כל העולמות הוא על ידי בחינת רצוא ושוב
Постарайтесь внимательно читаться в то, что я Вам сейчас скажу! Ваши тексты яркое свидетельство тому, что без знания контекста интеллектуальной культуры той среды, в которой они возникли, понимание текста невозможно!
а) Об Мессии как о воплощении «mal’aḵ yhwh» говорится у эбионитов – это, скорее всего, и есть часть ессеев, принявшая Иисуса. И это НЕ «младшее божество». Исследуя учение саддукеев, мы приходим к выводу, что их доктрина была неправильно понята. Они не отрицают ПОНЯТИЕ ангела, н считают, что это не отдельная личность или субъект, а САМ ЯХВЕ В СВОЕМ ОБРАЗЕ ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЕНИЮ. Т.е. это тот ВИД, который Он принимает на себя, чтобы вступить в общение с человеком.
б) Касательно конструкции Рим 1:4 вот что пишет один современный знаток греческого языка:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=311012099480968&id=100017165408005
в) *** Кроме того, утверждение, что Иисус был "определён" или "назначен" (именно таков смысл греческого глагола ὁρίζω)***
В среднем залоге согласно Дворецкому этот же глагол значит «заявлять». Воскресение – это не «назначение», а, если хотите, «демонстрация» Отцом Своего Сына-Победителя. Пока Сын был во плоти, Божество было сокрыто словно Ковчег за Завесой (ср. Евр 10:20), а Воскресение, преобразившее Иисуса из «плоти» в «небесное тело», обнажило нам Его сокровенную божественность.
г) С Деян 13:32-33 можно согласиться, что это если не адопцианство, то по крайней мере – апофеозис, т.е. обожествление в Воскресении. Хотя и тут может быть лишь элемент того, что я называю «Динамичность сыновства» (см. мою заметку). Сыновство нуждается в раскрытии, т.е. у него степень концентрации, которая определяется динамикой Сына: Сыновство Бога раскрывается в человеке постепенно, поэтапно. Сотворенное в зачатии от Духа, объявленное в Крещении, оно движется к Полноте Воскресения. Что это означает? Что человек в Иисусе постепенно раскрывает потенциал богосыновства. Если мы учтем, что Божественность неизменна и абсолютна и всегда равна и тождественна Самой Себе (а с этим положением эллинистической философии во времена Павла были согласны все – и иудеи, и просвещенные из язычников), а человечность при этом есть феномен постоянного становления, обращенного к τέλος (в античной философии) или ἔσχατον (в иудейском богословии), то все трудности устранятся: В Иисусе человечность проходила Путь (если хотите, «Дао») к совершенству ἔσχατονʹа, т.е. к возможности не просто потенциально вместить (ибо вместилищем человеческая природа стала в момент Благовещения), но и актуально раскрыть собственную Божественность, актуальную πλήρωμα.