aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Category:

Сказание Афродитиана

Сказание Афродитиана – новозаветный апокриф, повествующий о знамениях в Персидской земле, сопровождавших рождение Христа, и о поклонении волхвов. Греческий оригинал славянского перевода является отрывком из анонимной Повести о событиях в Персиде, датирующейся 30-ми гг. V в. Содержание этой Повести – прение о вере, происходившее при дворе персидского царя Аррената между христианами, «язычниками» и иудеями под председательством верховного жреца Афродитиана. Отрывок из повести, содержащий рассказ Афродитиана, предположительно восходит к концу IV в. В качестве его возможного автора называют ученика Иоанна Златоуста Филиппа Сидета (ум. в 430 г.).

Композиционно Сказание Афродитиана делится на две части. В первой части рассказывается о том, как в кумирницу в Персии в ночь рождества Христова явилась звезда. Все изваяния пали ниц, кроме статуи Иры (Геры), на голове у которой оказался царский венец. Персидские мудрецы поняли смысл знамения, и были посланы волхвы поклониться Богородице и Христу. Во второй части Сказания приводится рассказ волхвов от первого лица о том, что они видели в Иудее.

С греческого языка на славянский Сказание переводилось дважды, Первый перевод, осуществленный на Руси или на Балканах, восходит к XII-XIII вв. Второй был сделан сербским переводчиком на Афоне в конце XIV – начале XV в. Помимо Греции и Руси, это произведение получило распространение в Сербии, Болгарии и Румынии. Особенной популярностью Сказание Афродитиана пользовалось в русских землях. До настоящего времени выявлено 58 его русских списков (греческих – всего 29).

В 1530-х гг. особое обличительное слово посвятил Сказанию Максим Грек («Инока Максима Грека Слово обличительно вкупе и развращательно лживаго писания Афродитиана Персиянина зломудренного»), после чего его начали вносить в индексы. До этого Сказание Афродитиана не воспринималось как апокрифическое. Его переписывали вместе с творениями Кирилла Туровского, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого и других авторитетных писателей. Обычно в Минеях и других построенных по календарному принципу сборниках Сказание приурочивалось к 25 декабря. Под этим же числом оно было включено и в Великие Минеи Четьи.

Влияние Сказания Афродитиана прослеживается во многих произведениях древнерусской литературы, в частности, в Слове на Рождество Христово о пришествии волхвов цитируются значительные отрывки из Сказания. Также с ним связаны 81 глава Русского Хронографа в первой редакции (предсказания языческих философов) и толкование на «Лествицу» Иоанна Синайского из Толковой Палеи.

Согласно характеристике Афродитиана в греческом тексте, его провозвестия сопоставимы с языческими пророчествами о Христе, а сам образ верховного жреца, освящающего своим авторитетом превосходство христианской веры, является воплощением идеи преемственности язычества и христианства. Все содержание текста подчинено одной идее – прорастание новых истин единобожия из недр язычества как бы предуготовано свыше.

Двоеверная основа памятника, согласно которой христианские и языческие персонажи не противопоставляются, а сближаются, соединяется с антииудейской полемикой. Из сопоставления отношения к событию язычников и иудеев следует, что только язычество открыто к восприятию новой веры, причем открыто благодати в отличие от иудаизма. Сближение язычества и христианства в сочетании с бескомпромиссной антииудейской направленностью было вполне созвучно отдельным направлениям древнерусской идейной жизни, которые наиболее ярко представляет Слово о законе и благодати митрополита Илариона.

Утверждение Сказания о том, что первыми о рождении Христа узнали благодаря своим древним пророчествам персы, подразумевает, что именно Христос был Спасителем-Саошьянтом, предсказанным Заратуштрой. В заключительной части Сказания, отсутствующей в греческом протографе и написанной, по всей видимости, на Руси, на этом основании прямо говорится, что «начало [благодати спасения] – от язычников», потому что начало христианству положили «волхвы» (т.е. зороастрийские маги). Сказание Афродитиана – одно из свидетельств о том, что ариохристианские воззрения не являются чем-то новоизобретённым, а бытовали, хотя и в подспудном виде, в христианском мире и, в частности, на Руси всегда.



От Персиды оуведеся Христосъ изначяла. Ничто (ж) оутаено есть от законооучителеи и(ж) въ ней. (Впервые узнали о Христе в Персиде. Ничто же не скрыто от законоучителей, которые в ней [в Персиде славились своими прорицаниями].)


Другой вариант этого текста с переводом, опубликованный в Библиотеке литературы Древней Руси. Т. 3. СПб., 2004:

От персъ уведенъ бысть Христосъ исперва, не утаяеть бо ся ничсоже сущихъ в нихъ книгчии, о всемь любезне тружающимся имъ, якоже есть въ златахъ дъскахъ ваяно и лежить въ святилехъ царьскых. (От персов впервые узнали о Христе: ничто не остается скрытым от тамошних книжников, которые прилежно занимаются всем, что вырезано на золотых досках и лежит в царских святилищах.)



Мы (ж) о семь чюдеси расмотривше рекохо(м). Начатокъ от неверны(х) языкъ. Ибо привед на веру от въсточныа Пръскыа земля въ Иерусалимъ звездою волхвы. (Мы же, исследуя это чудо, скажем: «Начало [благодати спасения] – от язычников, ибо волхвы были приведены звездой из восточной Персидской земли в Иерусалим [и этим положили начало христианской] вере.)




Далее приводится церковнославянский текст Сказания по списку XVI в., опубликованный в издании: В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.











Tags: Ариохристианство
Subscribe

  • Юность актрисы

    Маргарита Терехова (крайняя слева, с мячом) – капитан юношеской сборной Узбекской ССР по баскетболу Ташкент, 1956 г. В юности Терехова…

  • «Форт Росс: В поисках приключений»

    В целом фильм не представляет ничего особенного, очередная вариация на модную ныне тему попаданчества, но действие отчасти происходит в русских…

  • Русский кусочек Калифорнии

    Несколько красивых видов Форта Росс – русской колонии в Калифорнии в 1812-1841 гг.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments