aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Двоебожие послепленного иудаизма. Обожествлённые патриархи. Моисей

Основания для обожествления Моисея в межзаветном иудаизме содержатся уже в библейской Книге Исход, дважды именующей иудейского законодателя богом. Когда Моисей жалуется Яхве на своё косноязычие, последний объявляет ему, что Аарон «будет твоими устами, а ты будешь ему богом (’elohim)» (Исх. 4, 16). В ответ на опасения Моисея, что фараон не прислушается к его словам, «Яхве сказал Моисею: смотри, я поставил тебя богом (’elohim) фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7, 1).

Согласно Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, написанной в Иерусалиме в начале II в. до н.э., Яхве уподобил Моисея «святым»: «Он сравнял его в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам» (Септ.: ὡμοίωσεν αὐτὸν δόξῃ ἁγίων καὶ ἐμεγάλυνεν αὐτὸν ἐν φόβοις ἐχθρῶν; цсл.: Уподобилъ есть его славѣ святыхъ и возвеличи его во страсѣ враговъ) (Сир. 45, 2). Судя по фрагментарно сохранившемуся еврейскому тексту этого отрывка (MS B: […]lhym wymṣhu bmrwmym), в оригинале вместо «святых» упоминались ’lhym, т.е. «боги».

Найденный в Кумране текст об Исходе утверждает, что «он (т.е. Яхве) поставил его (т.е. Моисея) богом над сильными» ([w]ytnnw l’lwhym ‘l ’dyrym) (4Q374, 6). Слово «сильные» (’addirim) могло обозначать богов. Именно в таком значении оно используется в 15-м Псалме: «К святым (qdwšym), которые в земле, и к сильным (’dyry[m]) всё стремление моё» (Пс. 15, 3). В следующем стихе упоминаются «их изваяния» (‘ṣbwtm) и «их кровавые возлияния» (nskyhm mdm).

Финикийская надпись на саркофаге персидской эпохи (Byblos 13:2) называет царя Ога, известного Еврейской Библии как «последний из рефаимов» (Нав. 12, 4), словом ’dr («сильный»), рассматривая его при этом как хтоническое божество.

В угаритской поэме об Акхите царь Даниил сидит «перед воротами среди сильных, которые на гумне» (b’ap ṯġr tḥt ’adrm dbgrn) (KTU, 1.17.4.7). Под «сильными» здесь, по-видимому, также понимаются божества, часто упоминаемые в ханаанейской традиции в связи с гумном. В угаритских «Текстах рефаимов» (KTU 1.20, KTU 1.21, KTU 1.22) рефаимы во время осеннего праздника урожая семь дней пируют на гумне. В библейском рассказе о походе израильско-иудейского войска с целью отвоевать у сирийцев Рамоф Галаадский яхвистские пророки камлают на гумне: «[Ахав,] царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на престоле своём, одетые в одежды свои, на гумне перед воротами Самарии, и все пророки неистовствовали перед ними» (3 Цар. 22, 10). Наконец, Иерусалимский храм был построен на месте «гумна Орны» (2 Пар. 3, 1), т.е., возможно, арийского святилища бога Варуны.

Отсюда можно сделать вывод, что в кумранском тексте Яхве ставит Моисея старшим среди богов. Подтверждением такому выводу служит трагедия «Исход» александрийского иудея Иезекииля (II в. до н.э.). Фрагмент, в котором Моисей рассказывает своему тестю Рагуилу о бывшем ему видении, дошёл до нас в составе «Приготовления к Евангелию» Евсевия Кесарийского:

Ἔ<δο>ξ’ ὄρους κατ’ ἄκρα Σιν<αί>ου θρόνον
Было мне видение на вершине горы Синая престола

μέγαν τιν’ εἶναι μέχρι ’ς οὐρανοῦ πτύχας,
великого, который достигал небесных высот.

ἐν τῷ καθῆσθαι φῶτα γενναῖόν τινα
На нём восседал некий благородный муж,

διάδημ’ ἔχοντα καὶ μέγα σκῆπτρον χερί
имеющий диадему и великий скипетр в руке

εὐωνύμῳ μάλιστα. Δεξιᾷ δέ μοι
левой также. Правой же меня

ἔνευσε, κἀγὼ πρόσθεν ἐστάθην θρόνου.
он подозвал, и я встал перед престолом.

Σκῆπτρον δέ μοι παρέδωκε κεἰς θρόνον μέγαν
Скипетр он мне передал и на престол великий

εἶπεν καθῆσθαι· βασιλικὸν δ’ ἔδωκέ μοι
сказал воссесть, царскую он дал мне

διάδημα καὶ αὐτὸς ἐκ θρόνων χωρίζεται.
диадему, а сам престол покинул.

Ἐγὼ δ’ ἐσεῖδον γῆν ἅπασαν ἔγκυκλον
Я же созерцал всю землю вокруг

καὶ ἔνερθε γαίας καὶ ἐξύπερθεν οὐρανοῦ,
и то, что под землёй и над небом.

καί μοί τι πλῆθος ἀστέρων πρὸς γούνατα
Перед моими коленями множество звёзд

ἔπιπτ’, ἐγὼ δὲ πάντας ἠριθμησάμην,
пали, я же их все пересчитал.

κἀμοῦ παρῆγεν ὡς παρεμβολὴ βροτῶν.
Они прошли передо мной, как строй мужей.

Εἶτ’ ἐμφοβηθεὶς ἐξανίσταμ’ ἐξ ὕπνου.
Тогда, ужаснувшись, я пробудился от сна.

(68-82)

В сочинении Иезекииля Трагика Яхве уступает Моисею свой небесный престол и свои скипетр и диадему. Когда же Моисей усаживается на престоле, прочие боги («звёзды», т.е. Воинство небесное) совершают ему поклонение.

Мысль о божественности иудейского законодателя неоднократно высказывает Филон Александрийский (I в. н.э.). Всего в сочинениях Филона Моисей именуется богом 10 раз. Так, в трактате «О жертвоприношениях Авеля и Каина» александрийский экзегет утверждает, что бог «назначил его (т.е. Моисея) богом, сделав всю телесную область и правящий ею ум его подчинёнными и рабами» (εἰς θεὸν αὐτὸν ἐχειροτόνει πᾶσαν τὴν περὶ τὸ σῶμα χώραν καὶ τὸν ἡγεμόνα αὐτῆς νοῦν ὑπήκοα καὶ δοῦλα ἀποφήνας) (De sacrificiis Abelis et Caini, 9).

Согласно трактату «О потомстве Каина», Моисей был причастником божественной природы: «Оракул, данный всемудрому Моисею, яснейшим образом показывает стойкость и благоустойчивость доблестного мужа. Оракул этот таков: “А ты здесь останься со мною” (Втор. 5, 31). Отсюда два вывода: во-первых, что сущий, который всё движет и обращает, сам не движется и не обращается, во-вторых, что он причащает доблестного мужа собственной природе, покою» (τό γε μὴν χρησθὲν τῷ πανσόφῳ Μωυσῇ λόγιον ἐναργέστατα δηλοῖ τὴν περὶ τὸν σπουδαῖον βεβαιοτάτην εὐστάθειαν, ἔστι δὲ τὸ λόγιον τοιόνδε· “σὺ δὲ αὐτοῦ στῆθι μετ’ ἐμοῦ”· ἐξ οὗ δύο παρίσταται, ἓν μὲν ὅτι τὸ ὂν τὸ τὰ ἄλλα κινοῦν καὶ τρέπον ἀκίνητόν τε καὶ ἄτρεπτον, ἕτερον δ’ ὅτι τῆς ἑαυτοῦ φύσεως, ἠρεμίας, τῷ σπουδαίῳ μεταδίδωσιν) (De posteritate Caini, 28).

В трактате «О снах» Филон даже обращается к Моисею с молитвой, язык которой заимствован из греческих мистериальных культов: «О ты, посвящающий в таинства жрец (ἱεροφάντα), помогай, наставляй и никогда не прекращай помазывать, пока, посвящая (μυσταγωγῶν) нас в сокрытый свет тайных речений, не явишь потаённую и незримую непосвящённым красоту!» (αὐτός, ὦ ἱεροφάντα, ὑπήχει καὶ ἐπιστάτει καὶ ἐγχρίων μή ποτε ἀπείπῃς, ἕως ἐπὶ τὸ κεκρυμμένον ἱερῶν λόγων φέγγος ἡμᾶς μυσταγωγῶν ἐπιδείξῃς τὰ κατάκλειστα καὶ ἀτελέστοις ἀόρατα κάλλη) (De somniis, 1.164).
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments