Неграмотность в Европе на 1908-й год - aquilaaquilonis — ЖЖ
июл. 11, 2020
02:08 pm - Неграмотность в Европе на 1908-й год
Количество неграмотных на 1000 новобранцев, поступивших на службу в армии европейских стран. Источник: «Всеобщiй географическiй и статистическiй карманный атласъ» за 1908-й год.

У русских неграмотных – 61,7%. Нужно понимать при этом, что процент грамотных среди молодых мужчин, поступающих на военную службу, будет выше, чем в среднем по народу.
Больше негров только у румынских братушек – 69%. У немцев примерно ноль. В Пруссии Гогенцоллерны ввели всеобщее начальное образование в середине XVIII в. В России Гольштейны не ввели всеобщее начальное образование никогда, и вводить не собирались.
Это не совсем так. Отставание было, факт. Но был и рост школ.
«Обследование положения школьного дела в России, проведенное в 1894 г. Комитетом Грамотности, выяснило, что начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. По данным, опубликованным Министерством Народного Просвещения, в 1903 г. имелось 87973 начальных школ различных типов и ведомств, а число учащихся возросло до 5088029.»
«К концу 1914 г. в России насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств.»……«В целом по России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях — около 6%, в специальных средних и низших школах - 3,2%, в различных частных , национально -религиозных и т.п. учебных заведениях - около 7%, в высших учебных заведениях - 0,8%, остальные, около 1% не распределены по категориям заведений»
Школы 60592 -> 123745
Ученики 2970066 -> 8902621
Известны какие-либо высказывания Ники 2-го по поводу всеобщего начального образования?
Учитывая, что половина школ была церковно-приходская - вы уверены, что детей там именно читать учили?
Как уверяли меня старшие родственники, в начале века "читать газету" и "читать молитвенник" было существенно разными вещами.
И последний момент: начальное образование фактически бессмысленно, если всё будущее перед вами: пахать клочок земли и смотреть, как умирают твои дети - с голоду и от болезней.
Большевики провели успешную компанию по ликвидацию безграмотности, потому что предложил людям будущее. Да, это будущее очень часто выглядело как уехать в ебеня и вкалывать там на заводе/стройке, но: а) это была лучшая перспектива, чем загибаться с голоду в деревне и б) перспектива выйти в люди у твоих детей.
Как быстро немцы в мировой войне дошли до Москвы? Или хотя бы до Питера.
Edited at 2020-07-11 13:43 (UTC)
Не следует путать с Брабароссой.
Edited at 2020-07-11 15:36 (UTC)
Война была практически выиграна к февралю 1917. Никто не сомневался в исходе, никто.
Война войне рознь!
А вот посмотрим на данные призыва 1911 года (Военно-статистический ежегодник армии за 1912 г. - Санкт-Петербург : Гл. штаб, 1914):
грамотные (умеющие читать и писать) - 52,06%
не умеющих писать и читать по-русски ([но умеющих на других языках]) - 1,95%
умеющих только читать - 11,49%
неграмотных - 34,5%.
Призывали в 21 год. Начальную или церковно-приходскую школу, таким образом, эти конкретные новобранцы закончили в самом начале 20 века.
"В Пруссии Гогенцоллерны ввели всеобщее начально образование в середине XVIII в. В России Гольштейны не ввели всеобщее начальное образование никогда, и вводить не собирались".
Глупость и ересь. Вводилось - объявлялось - несколько раз, причём первый раз, ЕМНИП, аж Петром 1. Просто вводилось как в Европе - на исполнение и совесть местных властей и церкви. Но местные власти и церковь особо не парились, и все указы на этот счёт оставались просто указами.
Проблематика невведения всеобщего образования лежит совершенно в иной плоскости, чем хотели или нет "Гольштейны", что можно легко увидеть во множестве отчётов, записок, думских прений и т.д.: обязательность всеобщего обучения не вводилась законом, потому что считалось, что нельзя делать обязательным то, к чему ещё не готова система. Т.е. предполагалось, что сначала будут построены все школы, заполнены штаты учащих, все дети помещены в школу, и тогда уже законодательно закрепить общность и обязательность.
Вопрос был не только в том, что нужно многое сделать, но и большие расстояния, а также национальные территории. Плюс, само собой, город и деревня. Если с городами всё было более или менее хорошо (и, в общем, по факту всеобщее обучение там практически состоялось уже до революции), то с сельской местностью, конечно, было сложнее. Но тоже от губернии к губернии было по-разному, и во многих, ЕМНИП, по планам всеобщее обучение уже году к 1916-1920 планировали окончательно ввести.
Насколько я понимаю темпы, в 1920-е всё было бы введено уже по всей империи окончательно, и в городах начался бы переход уже к обязательному восьмилетнему образованию.
Так что не стоит тут нагнетать и сравнивать огромную Россию с колонизацией и туземным населением и мелкотравчатую Голландию. Ну или хотя бы сравнивать корректно:)
Бывает.
Хочешь в топ ЖЖ?