aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Многобожие послепленного иудаизма. Еврейская Библия. Первая часть Книги пророка Даниила

Книга пророка Даниила состоит из двух частей, вторая из которых (главы 7-12) представляет собой единое сочинение, датируемое временем ок. 165 г. до н.э., а первая (главы 1-6) объединяет в себе несколько разнородных отрывков, которые в целом датируются III в. до н.э.

Первая часть, как и вторая, отражает политеистическую картину мира. После того, как Даниил объясняет Навуходоносору смысл его первого сна, вавилонский царь заявляет ему: «истинно бог ваш есть бог богов (арам. ’elah ’elahin)» (Дан. 2, 47). Несколько раз говорится, что в Данииле пребывает «дух святых богов» (арам. ruaḥ ’elahin qaddišin) (Дан. 4, 5, 6, 15; 5, 11) и что у него есть «мудрость, подобная мудрости богов (арам. ’elahin)» (Дан. 5, 11).

Когда троих иудейских отроков бросают в печь, Навуходоносор заглядывает в неё и сообщает своим приближённым: «вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну богов (арам. bar-’elahin)» (Дан. 3, 25); позднее вавилонский царь заявляет, что бог отроков послал спасти их «своего посланца (арам. mal’aḵ)» (Дан. 3, 28). Бог иудеев именуется «Вышним» (арам. ‘ly’; qere: ‘illa’a) (Септ.: κύριος; цсл.: вышнiй) (Дан. 4, 14, 21, 22, 31; 5, 18); он «по воле своей действует как в Воинстве небесном (арам. ḥel šəmayya), так и у живущих на земле» (Дан. 4, 32).

Во втором сне Навуходоносора с небес нисходит «страж (в синодальном переводе: бодрствующий) и святой» (арам. ‘ir wəqaddiš) (Септ.: εἲρ καὶ ἅγιος; цсл.: бодрый и святый) (Дан. 4, 10, 20). Согласно толкованию этого сна Даниилом, вавилонский царь будет наказан: «Повелением стражей (арам. ‘irin) это определено и по приговору святых (арам. qaddišin) назначено (Септ.: διὰ συγκρίματος εἲρ ὁ λόγος, καὶ ρῆμα ἁγίων τὸ ἐπερώτημα; цсл.: изрѣченiем бодраго слово, и глаголъ святыхъ прошенiе), дабы знали живущие, что Вышний владычествует над царством человеческим» (Дан. 4, 14). Таким образом, верховный бог возглавляет Совет богов, полностью или частично тождественный Воинству небесному.

Книга пророка Даниила является самым ранним текстом, в котором к божествам применяется термин ‘ir, образованный от семитского глагольного корня ‘wr «бодрствовать». В большинстве редакций Септуагинты он транслитерируется на греческий как εἲρ, в некоторых выражение ‘ir wəqaddiš передаётся одним словом ἄγγελος. В переводах Аквилы и Симмаха ‘ir передаётся как ἐγρήγορος «бодрствующий» или «страж».

«Стражи» упоминаются во множестве более поздних сочинений, таких как «Книга стражей» в 1-й книге Еноха (1 Ен. 1-36), Книга Юбилеев (Юб. 3, 15; 5, 1), Завещания Рувима (Рув. 5, 6-7) и Неффалима (Неф. 3, 5), кумранские тексты, 2-я книга Еноха (2 Ен. 18), 3-я книга Еноха (3 Ен. 28), вплоть по «Розы мира» Даниила Андреева, где они присутствуют под именем эгрегоров.

В этих сочинениях слово «страж» может использоваться в качестве синонима слова бог или «ангел» (как в приведённых цитатах из Книги пророка Даниила), в т.ч. обозначать божество, покровительствующее отдельному народу, либо же употребляться в более узком смысле мятежных богов или «ангелов», сошедших на землю и вступивших в союз с дочерями человеческими (в ЕБ эта история кратко упоминается в Быт. 6, а подробно изложена в 1-й книге Еноха).
Tags: ИВХ
Subscribe

  • Гараж Госплана

    Гараж на Авиамоторной улице в Москве, возведённый в 1934-36 гг., является последним творением великого архитектора Константина Мельникова, а…

  • Храм Николая Чудотворца в Усолье

    Построен Андреем Воронихиным в пермской вотчине Строгановых в честь победы над Наполеоном

  • Константин Мельников

    Архитектор с женой Анной Гавриловой возле своего строящегося дома, 1927 г. Экий, однако же, он был дэнди.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments