aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Многобожие послепленного иудаизма. Еврейская Библия. Книга Притч

Книга Притч вкладывает исповедание многобожия в уста мудреца Агура:

1. Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения (maśśa), которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
2. подлинно, я более невежда, нежели кто‐либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
3. и не научился я Премудрости, чтобы знать знание Святых (wəlo-lamadti ḥoḵma wəda‘at qədošim ’eda‘) (Септ.: θεὸς δεδίδαχέ με σοφίαν, καὶ γνῶσιν ἁγίων ἔγνωκα; цсл.: богъ же научи мя премудрости, и разумъ святыхъ уразумѣхъ).
4. Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему (uma-ššemo)? и какое имя сыну его (uma-ššem-beno) (Септ.: τί ὄνομα αὐτῷ, ἢ τί ὄνομα τοῖς τέκνοις αὐτοῦ; цсл.: кое имя его; или кое имя сыну его)? знаешь ли?
(Притч. 30, 1-4)

Упоминаемые в ст. 3 «святые» являются божествами. Подобное словоупотребление было широко распространено у северо-западных семитов и засвидетельствовано, в т.ч., примерно современной Книге Притч финикийской надписью V в. до н.э. из Сидона, которая дважды упоминает «святых богов» ((h)’lnm hqdšm) (KAI 14:9, 22).

Тем же V в. до н.э. датируется найденный на Элефантине самый ранний текст арамейского сочинения «Слова Ахикара», возникшего в новоассирийскую эпоху. В его пантеон входят боги (’lhn), Эл (’l), Шамаш (šmš), Господин Святых (b‘l qdšn) (Ваал-Хадад?) и Премудрость. 13-е изречение Ахикара заканчивается словами: bš[my]n šymh hy ky b‘l qdšn nš’[h] «на небесах она (т.е. Премудрость) поставлена, ибо Господин Святых возвысил её» (II.94-95); в начале того же изречения присутствует параллелизм [mn] šmyn / [mn] ’lhy «[от] неба … [от] богов».

В Притч. 30, 3 Премудрость является одной из Святых; ср. тж.: «Начало Премудрости (ḥoḵma) – страх Яхве, и знание Святых – разум (da‘at qədošim bina)» (Притч. 9, 10). Таким образом, в Притч. 30, 1-4 упоминаются бог-творец и его сын или, согласно Септуагинте, дети (τοῖς τέκνοις) (в Септуагинте текст Притч. 30, 2-4 масоретского варианта следует после Притч. 24, 22), прочие боги («Святые») и входящая в их число Премудрость.

Ранее в Книге Притч Премудрость собственными устами заявляет о себе как дочери Яхве:

22. yhwh qanani rešit darko qedem mip̄ə‘alaw me’az
Яхве родил меня в начале пути своего, прежде созданий своих, искони;

23. me‘olam nissaḵti meroš miqqadme-’areṣ
от вечности я излита [в семени], от начала, прежде земли.

24. bə’en-təhomot ḥolalti bə’en ma‘yanot niḵbadde mayim
Когда ещё не было бездн, я родилась, когда ещё не было источников, обильных водою.

25. bəṭerem harim haṭba‘u lip̄əne gəḇa‘ot ḥolalti
Раньше, чем были осажены горы, прежде холмов я родилась,

26. ‘ad lo ‘aśa ’ereṣ wəḥuṣot wəroš ‘ap̄rot teḇel
когда он ещё не создал ни земли, ни того, что вне, ни первых пылинок земного круга.

27. bahaḵino šamayim šam ’ani bəḥuqo ḥug ‘al-pəne təhom
Когда он устанавливал небеса, я была там. Когда он ставил свод на лицо бездны,

28. bə’amməṣo šəḥaqim mimma‘al ba‘azoz ‘inot təhom
когда утверждал облака вверху, когда укреплял источники бездны,

29. bəśumo layyam ḥuqqo umayim lo ya‘aḇəru-p̄iw bəḥuqo mosəde ’areṣ
когда давал морю его устав, чтобы воды не преступали предела (или: слова) его, когда ставил основания земли:

30. wa’ehye ’eṣlo ’amon wa’ehye ša‘ašu‘im yom yom məśaḥeqet ləp̄anaw bəḵol-‘et
я была при нём питомицею, и я была радостью всякий день, веселясь пред лицом его во всё время,

31. məśaḥeqet bəteḇel ’arṣo wəša‘ašu‘ay ’et-bəne ’adam
веселясь на круге его земли, и радость моя с сынами человеческими.

(Притч. 8, 22-31)

О том, что имеется в виду именно рождение, а не сотворение, свидетельствует глагол ḥolalti (Септ. γεννᾷ με, цсл. раждаетъ мя). В этом смысле он неоднократно используется Еврейской Библией, например, в картине эманационистского происхождения мира в Псалмах:

«Молитва Моисея, человека божия (’iš- ha’elohim). Господи (’adonay)! Ты нам прибежище в род и род. Прежде, чем горы родились (yulladu) и ты родил (wattəḥolel) землю и круг земной (’ereṣ wəteḇel), и от века и до века ты – бог (’el)» (Пс. 89, 1-3).

Порождение мира богом здесь описывается при помощи редкой породы po‘lel глагола ḥwl в значении «мучиться родами», «рожать». Пара глаголов yld и ḥwl, употребляемая в Пс. 89, 3, встречается и в других местах ЕБ для описания родов как у людей, так и у животных: «Ещё не мучилась родами (taḥil), а родила (yalada); прежде, нежели наступили боли её, разрешилась сыном» (Ис. 66, 7) (здесь глагол ḥwl употреблён в породе qal); «Знаешь ли ты время рождения (ledet) коз на скалах и замечал ли роды (ḥolel) ланей?» (Иов. 39, 1). Той же породой po‘lel глагола ḥwl, которая употребляется в Пс. 89, 3, Второ-Исайя описывает рождение еврейского народа Саррой: «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас (təḥoleləḵem)» (Ис. 51, 2); ср. также о Яхве как родителе Израиля: «Камень (ṣur), родивший тебя (yəladəḵa), ты забыл, и не помнил бога (’el), мучившегося тобою в родах (məḥoləleḵa)» (Втор. 32, 18).

Таким образом, и глагол qana в Притч. 8, 22 должен быть понят в значении «рожать», а глагол nasaḵ в Притч. 8, 23 – в значении «изливаться» (в семени Яхве).

Много споров вызывает значение слова ’amon в Притч. 8, 30. Септуагинта переводит его как ἁρμόζουσα (ἤμην παρ᾿ αὐτῷ ἁρμόζουσα; цсл.: бехъ при немъ оустрояющи; синод.: я была при нём художницею), понимая здесь Премудрость как соучастницу Яхве в творении мира. Однако контекст представляет её здесь как беззаботного ребёнка, в связи с чем надлежит отдать предпочтение значению «питомица» (страдательное причастие ’amun), засвидетельствованному впервые во II в. н.э. в переводе Аквилы (τιθηνουμένη). Премудрость не соучаствовала в творении мира, но была его свидетельницей, и поэтому является источником знания о нём.

Итак, пантеон Книги Притч состоит из бога-творца (Яхве или не называемого по имени – возможно, первоначально Эла), его сына или детей, его дочери – Премудрости (ḥoḵma) и прочих богов («Святых»).
Tags: ИВХ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments