Статья 587-я [изданного в 1833 году «Свода законов о состоянии людей в государстве»] примечательна для характеристики отношения христианского императора к жизни своих единоверных крепостных подданных: она предписывает в случае неумышленного убийства крепостного посторонним дворянином взыскать только в пользу его владельца цену за убитого, как за рекрута. Иными словами, гибель христианина, наконец, просто человека, пусть и крепостного, закон рассматривает не как преступление, а как нанесение имущественного ущерба владельцу, требующее компенсации.
Замечательно, что такое положение собственного народа, находящегося в жестоком рабстве и безрезультатно взывающего к монаршей милости, не мешало императору Николаю I деятельно заботиться о положении чернокожих невольников в Северной Америке. В 1842 году выходит указ, грозивший наказанием тем из российских подданных, которые осмелятся участвовать в торговле неграми… Кроме того, император великодушно даровал свободу всякому чернокожему рабу, которому доведётся ступить на российскую землю.
Такое решительное выступление в защиту невольников на другом континенте, в то время как в собственной стране процветает рабство, казалось двусмысленным и труднообъяснимым. Этот странный указ, естественно, вызвал сильное недоумение в российском обществе… Общую растерянность того времени замечательно передал М.А. Фонвизин: «Недавно правительство, увлекшись тем же духом подражания и европеизмом, решилось приступить к союзу с Англией и Францией для прекращения ненавистного торга неграми. Это, конечно, случилось в минуту забвения, что в России производится в большом размере столько же ненавистная и ещё более преступная торговля нашими соотечественниками, христианами, которых под названием ревизских душ, покупают и продают явно, и присутственные места совершают акты продажи».
А. Герцен был более резок в своей оценке этого николаевского указа: «Отчего же надобно непременно быть чёрным, чтоб быть человеком в глазах белого царя? Или отчего он не произведёт всех крепостных в негры?»
Б.Ю. Тарасов. «Россия крепостная. История народного рабства»
Если вдруг у кого-то возникнет желание тоже покаяться перед неграми
-
Передвижники
К.А. Савицкий, В.Е. Маковский, Н.П. Богданов-Бельский, Г.Г. Мясоедов, П.А. Брюллов, Е.Е. Волков, А.А. Киселёв, М.В. Нестеров, Э.Я. Шанкс, В.Н.…
-
Автопортрет
Николай Харитонов (1880-1944) Автопортрет 1919 г.
-
Портрет Софьи Шуваловой
Карл Брюллов (1799-1852) Портрет Софьи Шуваловой (в замужестве Бобринской) 1849 г.
- Post a new comment
- 22 comments
- Post a new comment
- 22 comments
-
Передвижники
К.А. Савицкий, В.Е. Маковский, Н.П. Богданов-Бельский, Г.Г. Мясоедов, П.А. Брюллов, Е.Е. Волков, А.А. Киселёв, М.В. Нестеров, Э.Я. Шанкс, В.Н.…
-
Автопортрет
Николай Харитонов (1880-1944) Автопортрет 1919 г.
-
Портрет Софьи Шуваловой
Карл Брюллов (1799-1852) Портрет Софьи Шуваловой (в замужестве Бобринской) 1849 г.