aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Если вдруг у кого-то возникнет желание тоже покаяться перед неграми

На всякий случай напомню, что в Российской Империи торговля неграми была законодательно запрещена с 1842 г. (хотя и до этого она вряд ли вообще имела место), а русскими торговали до 1861 года.


Статья 587-я [изданного в 1833 году «Свода законов о состоянии людей в государстве»] примечательна для характеристики отношения христианского императора к жизни своих единоверных крепостных подданных: она предписывает в случае неумышленного убийства крепостного посторонним дворянином взыскать только в пользу его владельца цену за убитого, как за рекрута. Иными словами, гибель христианина, наконец, просто человека, пусть и крепостного, закон рассматривает не как преступление, а как нанесение имущественного ущерба владельцу, требующее компенсации.

Замечательно, что такое положение собственного народа, находящегося в жестоком рабстве и безрезультатно взывающего к монаршей милости, не мешало императору Николаю I деятельно заботиться о положении чернокожих невольников в Северной Америке. В 1842 году выходит указ, грозивший наказанием тем из российских подданных, которые осмелятся участвовать в торговле неграми… Кроме того, император великодушно даровал свободу всякому чернокожему рабу, которому доведётся ступить на российскую землю.

Такое решительное выступление в защиту невольников на другом континенте, в то время как в собственной стране процветает рабство, казалось двусмысленным и труднообъяснимым. Этот странный указ, естественно, вызвал сильное недоумение в российском обществе… Общую растерянность того времени замечательно передал М.А. Фонвизин: «Недавно правительство, увлекшись тем же духом подражания и европеизмом, решилось приступить к союзу с Англией и Францией для прекращения ненавистного торга неграми. Это, конечно, случилось в минуту забвения, что в России производится в большом размере столько же ненавистная и ещё более преступная торговля нашими соотечественниками, христианами, которых под названием ревизских душ, покупают и продают явно, и присутственные места совершают акты продажи».

А. Герцен был более резок в своей оценке этого николаевского указа: «Отчего же надобно непременно быть чёрным, чтоб быть человеком в глазах белого царя? Или отчего он не произведёт всех крепостных в негры?»

Б.Ю. Тарасов. «Россия крепостная. История народного рабства»
Tags: Святые Гольштейны
Subscribe

  • Израиль – сын и жена Яхве

    Израиль – сын Яхве «Израиль есть сын мой (bəni), первенец мой (bəḵori)» (Исх. 4, 22). «Когда Израиль был юн, я любил его и из Египта вызвал сына…

  • ---

    Итак, один и тот же текст (Зах. 9, 9) в христианстве толкуется как пророчество о въезде мессии Иисуса из Назарета в Иерусалим, а в иудаизме – как…

  • Книга пророка Захарии 9, 9

    Синодальная Библия: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Израиль – сын и жена Яхве

    Израиль – сын Яхве «Израиль есть сын мой (bəni), первенец мой (bəḵori)» (Исх. 4, 22). «Когда Израиль был юн, я любил его и из Египта вызвал сына…

  • ---

    Итак, один и тот же текст (Зах. 9, 9) в христианстве толкуется как пророчество о въезде мессии Иисуса из Назарета в Иерусалим, а в иудаизме – как…

  • Книга пророка Захарии 9, 9

    Синодальная Библия: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,…