aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Археологические следы монгольского нашествия на Русь: Рязань





И взяша град Резань месяца декабря въ 21 день. И приидоша в церковь соборную Пресвятыя Богородици, и великую княгиню Агрипену, матерь великаго князя, з снохами и съ прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священническый чинъ огню предаша, во святей церкве пожегоша, а инеи мнози отъ оружия падоша, и во граде многихъ людей, и жены, и дети мечи исекоша, и иныхъ въ реце потопиша, и ереи, черноризца до останка исекоша, и весь градъ пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродникъ ихъ киевское и черъниговское поимаша, а храмы божия разориша, и во святыхъ олтарехъ много крови пролияше. И не оста во граде ни единъ живыхъ, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша; несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни отцу и матери о чадехъ или чадомъ о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша.
Повесть о разорении Рязани Батыем

В лето 6745 (1237)… Того же лета на зиму придоша от всточьные страны на Рязаньскую землю лесом безбожнии татари, и почаша воевати Рязаньскую землю, и пленоваху и до Проньска, попленивше Рязань весь, и пожгоша, и князя ихъ убиша. Их же емше овы растинахуть, другыя же стрелами растреляху в ня, а ини опакы руце связывахуть. Много же святыхъ церкви огневи предаша, и манастыре, и села пожгоша, именья не мало обою страну взяша; потом поидоша на Коломну.
Лаврентьевская летопись

В то лето придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузле, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттоле послаша послы своя, жену чародеицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не въпустяче къ градомъ, выехаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: «олна насъ всехъ не будеть, тоже все то ваше будеть»… Тогда же иноплеменьници погании оступиша Рязань и острогомь оградиша и; князь же Рязаньскыи Юрьи затворися въ граде с людми; князь же Романъ Инъгоровичь ста битися противу ихъ съ своими людьми… Татарове же взяша градъ месяца декабря въ 21, а приступили въ 16 того же месяца. Такоже избиша князя и княгыню, и мужи и жены и дети, черньца и черноризиць, иерея, овы огнемь, а инехъ мечемь, поругание черницамъ и попадьямъ и добрымъ женамъ и девицамъ пред матерьми и сестрами; а епископа ублюде Богъ: отъеха проче во тъ годъ, егда рать оступи градъ. И кто, братье, о семь не поплачется, кто ся нас осталъ живыхъ, како они нужную и горкую смерть подъяша.
Новгородская I летопись

Придоша безбожнии измаилтяне, преже бивъшеся со князя рускими на Калкохъ. Бысть первое приходъ ихъ на землю Рязаньскую и взяша град Рязань копьемъ, изведше на льсти князя Юрья, и ведоша Прыньску, бе бо в то время княгини его Прыньскы. Изведоша княгиню его на льсти, убиша князя Юрья и княгини его, и всю землю избиша и не пощадеша отрочатъ до сущихъ млека.
Галицко-волынская летопись




































Рязань была одним из наиболее развитых городов древней Руси. О высоком уровне ее ремесла свидетельствуют, в частности, ювелирные изделия, в больших количествах обнаруженные археологами на ее городище.



































21 декабря 1237 г. Рязань пала под ударами монголов.

Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977-1979 гг. на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка.
Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел.
Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осужденных разделяли между сотниками, те же – поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнем и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием.
В братских могилах Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причем смерзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду – головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два-три яруса.
Археология свидетельствует: после катастрофы интенсивная жизнь в городе не возобновлялась. Экспедиция не обнаружила культурного слоя послемонгольского времени, и лишь в южной части городища раскопано несколько усадеб XVII в. Открытые со стороны «татарского поля» земли, где некогда стояла Рязань, постоянно подвергались грабительским набегам монголов, служили коридором для их походов на север. В XIV в. столицу княжества перенесли в Переяславль (современную Рязань), прикрытый лесами и меньше страдавший от нападений.
В.П. Даркевич. Путешествие в древнюю Рязань. М., 2010. С. 236-241








ГЛАВА 3. БРАТСКИЕ МОГИЛЫ (ДЕКАБРЬ 1237 г.)

Впервые отмечены при раскопках В.А. Городцова 1926 г. в траншеях восточной части Северного городища (вскрыто 47 погребений), но правильной интерпретации не получили. Раскопки этого кладбища продолжены А.Л. Монгайтом: юго-западная (зимняя) ориентация, повреждения костей рубящим оружием, стрела, вонзившаяся в позвонок одного из погибших, позволили прийти к заключению, что большая группа из 90 погребений связана с событиями 1237 г. Датировку подтверждают женские украшения, например, вятичские развитых форм: семилопастное височное кольцо, решетчатый перстень, хрустальные шарообразные бусы. Неправомерен вывод, что кладбище существовало длительное время, поскольку костяки перекрывают друг друга. Как показали наши раскопки, эта особенность объясняется тем, что убитых хоронили в общем котловане в несколько ярусов. Вторая братская могила обнаружена у юго-зап. оконечности вала Среднего города: все погребения произведены на пожарище.





РАСКОП 21

Расположен на Подоле, на самом краю первой надпойменной террасы – мысу, который образован устьем оврага, выходящим к низкому берегу Оки. Работы проведены в 1977-1978 гг. На раскопе открыта братская могила жертв монгольского нашествия, занимающая всю его территорию (76 сохранившихся погребений). Вся площадь, занятая коллективным захоронением, намного больше и распространяется к вост. и югу, где раскопки не проводились. Погибшие похоронены, как правило, без гробов, в общем котловане гл. до 1 м. Они положены рядами, вплотную друг к другу, в три яруса. Включения угля в засыпке, а также подстилающий захоронения слой угля и обожженной глины, прослеженный в сев.-зап. части раскопа, позволяют предположить, что перед рытьем братской могилы смерзшуюся землю разогревали кострами.
Ввиду неудовлетворительной сохранности костей, из 76 погребений удалось установить пол и возраст у 34 + 6 детских – итого 40. Среди них преобладают молодые мужчины – главные защитники Рязани (11) и женщины от 35 лет и старше, по тем временам считавшиеся пожилыми, которых монголы не брали в плен (10). Мало девушек (1) и молодых женщин (3), а также юношей (5), которые становились невольниками завоевателей. Незначительное число пожилых мужчин (4) объясняется тем, что в те времена немногие доживали до 40 лет. Хрупкость костей не способствует сохранности скелетов очень маленьких детей (6). Следовательно, изученные Т.И. Алексеевой краниологические серии из старорязанских братских могил отражают не столько поло-возрастной состав городского населения, сколько пунктуально разработанную репрессивную систему монголов. Мужчин, взятых в плен, за исключением квалифицированных ремесленников, зверски убивали, женщин, отроков и детей обращали в рабство.
Пленникам рубили головы (обилие отдельных черепов на р. 21, их скопления у Спасского собора, в саркофагах и гробах Борисоглебского), отрубали кисти рук: в женском п. 6, например, правая рука резко согнута к плечу, а кости ее кисти лежат на поясе. Открыто захоронение мужчины с маленьким ребенком на груди (п. 19): голова ребенка лежала на правой руке мужчины, а левой он прижимал его к себе. В некоторых случаях возможны захоронения расчлененных на части тел (п. 38); в п. 48 отсутствует череп, в п. 55 рубящим оружием снесена его верхняя часть, а в п. 16 рассечена верхняя челюсть, а нижняя отсутствует. В п. 18 рубящим оружием повреждена тазовая кость справа и бедро у тазобедренного сустава. Обнаружено погребение беременной женщины: в области тазовых костей мелкие обломки черепа младенца, кусочки ребер и другие косточки (п. 62). Драматическая картина тотального разгрома Рязани, открытая раскопками, полностью соответствует рассказам восточных и древнерусских источников о завоеваниях Чингисхана и его преемников, проводивших планомерную политику выжженной земли и массового террора.
Погребения в братской могиле совершены по христианскому обряду. Ориентировка западная, покойники лежат в вытянутом положении, на спине. Разнообразное положение рук, особенно когда одна, обычно правая (в 16 случаях), или обе (один раз) резко согнуты к плечам, объясняется не отходом от христианских канонов (старались скрещивать руки на груди или животе), а тем, что трупы долгое время пролежали «на земле пусте, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие». Их хоронили в закоченевшем виде.





РАСКОП У ФАТЬЯНОВКИ

Расположен на правобережье Серебрянки, на самой вершине Соколиной горы, где в XIX – нач. ХХ в. располагалась усадьба помещиков Стерлиговых. Раскоп пл. 100 м2 находился в 20 м к вост. от главного фасада двухэтажного барского дома, в настоящее время разрушенного. Работы проведены в 1979 г.
Здесь открыта та же картина, что на р. 21: часть обширной братской могилы жертв монгольского нашествия. Был вырыт общий котлован гл. до 1,3 м, убитых клали рядами, без гробов (в пределах раскопа – 4 ряда) и в 3 яруса друг над другом; каждый ярус слегка присыпали землей. Основная часть засыпки братской могилы представляла собой культурный слой в. п. XII – п. трети XIII в., что свидетельствует об интенсивной застройке участка. Возможно, здесь существовал отдельный приход с деревянной церковью – одной из высотных доминант Рязани. Тогда становится понятен и выбор места для коллективного захоронения защитников Рязани.
В некоторых погребениях – признаки насильственной смерти: в мужском п. 58 – пролом черепа в средней части венечного шва; в мужском п. 50 в области сердца, между ребер, лежал черешковый наконечник стрелы с обломанным острием; в мужском п. 64 наконечник стрелы найден в области живота, стрела шиловидная, с простым упором. Разнообразие в положении рук объясняется захоронением смерзшихся трупов.
Всего вскрыто 67 погребений. На основе изучения костных материалов поло-возрастные определения выполнены А.А. Петруцким. Поло-возрастной состав убитых показателен и в целом совпадает с братской могилой на р. 21. Преобладают мужчины (20) в возрасте от 30 до 40 лет, самому старшему 45-50; среди женщин (22) почти нет моложе 25 лет, большинству от 30 до 40, в трех случаях 55-60 лет. Детских погребений 10. Полностью отсутствуют захоронения юношей и девушек: эти категории пленников не подлежали уничтожению и были угнаны монголами. Население Рязани все же не было целиком избито, как повествует летописец: отроки и отроковицы были обращены в рабство.
В.П. Даркевич, Г.В. Борисевич. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995. С. 372-380





Нашествие Батыя на Рязань как начальный эпизод трагедии монголо-татарского завоевания прочно запечатлелось в народное памяти (хотя далеко не каждый русский наших дней отдаёт себе отчёт в том, что речь идёт не о современном городе Рязань).
Для оценки значимости любого исторического события важная (хотя и не решающая) роль принадлежит свидетельствам современников о том, какое оно производило впечатление в те времена и как тогда оценивался его масштаб. В этом плане показательна хронологическая запись, сделанная в рукописном Служебнике XIV в. (РНБ. F.n. I. № 73. Л. 394) рядом с календарными таблицами для вычисления даты празднования Пасхи (своего рода «вечным календарём). Она гласит: «От Адама до крещенья русския земли лет 6496, от крещенья до взятьа Рязани от татар лет 249». Здесь фиксируется событие, которым начинается более чем двухсотлетнее ордынское иго. При этом приход чужеземных «неверных» захватчиков ставится на одну доску с такими событиями, как сотворение мира и принятие христианства.
А.В. Чернецов, И.Ю. Стрикалов. Старая Рязань и монголо-татарское нашествие в свете новых исследований // Русь в XIII веке. Древности темного времени. М., 2003. С. 20





Старая Рязань – классический образец древнерусского города, пострадавшего от нашествия. Это единственная столица обширного древнерусского княжества, на месте которой нет современной городской застройки, крупнейший мертвый город русского средневековья. Земля Старой Рязани сохранила важнейшие свидетельства трагедии – клады драгоценных ювелирных изделий, зарытые в момент опасности и оставшиеся в земле, потому что их владельцы были убиты или угнаны в плен. В составе кладов – вещи, представлявшие для их владельцев огромную ценность – кроме стоимости драгоценных металлов и камней, это еще и стоимость сложной и изысканной работы ювелиров. В 1995 г. исследовался погреб сгоревшей постройки, в котором в 1979 г. были найдены два небольших клада ювелирных изделий. Под остатками сгоревшего перекрытия была выявлена прослойка, содержавшая пережженные человеческие кости (не менее чем от трех погибших), под которой в небольшой яме была обнаружена украшенная позолотой серебряная чаша на поддоне. Обитатели жилища, сгоревшие во время нашествия, в самом буквальном смысле прикрыли своими телами самое ценное, что было в их доме. Еще одна серия свидетельств нашествия – обнаруженные в нескольких местах грандиозные братские могилы, в которых трупы уложены в общих ямах в три-четыре яруса. Количество вскрытых раскопками погребений измеряется сотнями, но это лишь малая часть того, что могло быть выявлено сплошными раскопками смежных участков.
А.В. Чернецов. К проблеме оценки исторического значения монголо-татарского нашествия как хронологического рубежа // Русь в XIII веке. Древности темного времени. М., 2003. С. 14-15

За полтора века раскопок в Старой Рязани исследовано не более 3 проц. площади городища.
В.П. Даркевич. Путешествие в древнюю Рязань. М., 2010. С. 244



















Tags: Дюжина ножей в спину евразийству, История России
Subscribe

  • «Монгольский тип лица»

    Великая княжна некрасивая, её вздёрнутый нос и вообще монгольский тип лица выкупается лишь прекрасными по выражению глазами, глазами добрыми и…

  • Немецкая родня не очень уважала Ники

    Святой Распутин, почему немцы всё время побеждают? Батюшка, они поют перед каждым боем: «Твердыня наша – вечный Бог, он сила и защита»*.…

  • Вчера были две памятные даты

    30 марта 1856 года был подписан Парижский договор, завершивший Крымскую войну – первую войну, проигранную Российской Империей. По условиям договора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments