aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

Самаритяне: Происхождение самаритян по их собственным представлениям

Самаритяне считают себя потомками Иосифа через его сыновей Ефрема и Манассию и именуют себя Израилем. Они не называют себя словом «самаритяне» (евр. šmrnym), которое к ним применяют иудеи, а вслед за последними и прочие, но полемически используют как одно из самообозначений созвучное с ним слово šmrym (šomərim) «хранители» (подразумевается – Торы), часто в сочетаниях типа «община хранителей» (‘dt hšmrym) или «израильтяне-хранители» (bny yśr’l hšmrym). Такое самоназвание самаритян (гр. Φύλακες) засвидетельствовано уже у Оригена (Comm. in Joh. 20.35.312; Hom. in Ez. 9.1) и у Епифания Саламинского (Панарион, 9.1).

Иудеев самаритяне признают также законными потомками Израиля, но отпавшими от истинного богопочитания и ушедшими в раскол. Единственным законным местом почитания Яхве самаритяне признают гору Гаризим, где Иисус Навин в соответствии с указаниями Моисея воздвиг каменный жертвенник (ср. масоретский текст Нав. 8, 30, где жертвенник возводится на горе Гевал) и где хранился ковчег завета. Во главе этого святилища стояли сын Аарона Елеазар и его потомки. Раскол случился, когда при великом жреце Уззии (Озии) потомок другого сына Аарона Ифамара Эли (Илий) увёл часть израильтян с Гаризима в Шило (Силом). Об этих событиях повествует ряд средневековых самаритянских хроник.

Хроника «Толида» («Родословие») была написана на еврейском и частично на арамейском языке в 1346 году на основании более древнего текста 1149 года. Она посвящена в основном обоснованию правильности календаря самаритян в противоположность календарю иудеев, которого придерживается «проклятый Иерусалим» (’rwry šlm). Раскол с иудеями упоминается лишь вскользь: «В 25-й год жречества Озии Яхве сокрыл священную скинию (mškn), которую сделал Веселиил. От Адама до времени, когда Яхве сокрыл священную скинию, 3055 лет». Это событие ознаменовало конец эпохи божественной милости (rawuta) и начало эпохи божественного гнева (fanuta). Яхве сокрыл своё лицо от людей, а ковчег завета исчез в пещере горы Гаризим.

Более подробно об иудейской схизме рассказывает «Китаб аль-тарих» («Книга истории») Абу ль-Фатха, написанная на арабском языке в 1355 году и излагающая события от Адама до Мухаммада. Потомок Ифамара жрец Эли (Илий) пожелал отнять должность великого жреца у потомков Пинхаса (Финееса). В нарушение требования Лев. 2, 13 он вознёс на гаризимском жертвеннике жертву без соли, за что великий жрец Уззия (Озия) обличил его и лишил имущества. В ответ на это Эли вместе со своими сторонниками ушёл в Шило (Силом), где построил точно такой же жертвенник, как на Гаризиме. Дальше излагается история про грехи его сыновей, известная по иудейской Библии (1 Цар. 1-3).

Хроника, условно именуемая «Самаритянской Книгой Иисуса Навина» (она же Chronicon Samaritanum), была написана на арабском языке частично в XIV в. и частично в начале XVI в. и излагает события от Моисея до Александра Великого. К описанию иудейского раскола она добавляет, что Эли был ещё и колдун. Все три средневековые самаритянские хроники согласны в том, что законным великим жрецом был потомок Елеазара Уззия и что его потомки остались законными израильскими жрецами на горе Гаризим после ухода Эли (Тулида 6ב36; Абу ль-Фатх 39, 45-40, 47; Sam Josh 40).

Иудейская Библия прямо о происхождении Илия (Эли) и о том, как его род получил должность великих жрецов, не говорит. Сыновья Илия Офни и Финеес погибли в сражении с филистимлянами (1 Цар. 4, 11). Вдова Финееса уже после гибели мужа родила сына Ихавода (Иохаведа) (1 Цар. 4, 21). При царе Сауле находился в качестве великого жреца Ахия – сын брата Ихавода Ахитува (1 Цар. 14, 3, 18). Возможно, Ахия – то же лицо, что и сын Ахитува Ахимелех, бывший жрецом в Номве (1 Цар. 22, 9, 20) (в 2 Цар. 8, 17 и в четырёх местах 1-й книги Паралипоменон Ахимелех называется сыном Авиафара, а в 1 Пар. 18, 16 к тому же его имя – Авимелех). Сын Ахимелеха Авиафар единственный спасся во время резни, устроенной Саулом жрецам в Номве (1 Цар. 22, 20), и стал великим жрецом при Давиде. В 1 Пар. 24, 3 упоминается, что «Ахимелех – из сыновей Ифамара».

Таким образом, иудейская Библия согласна с самаритянскими хрониками в том, что Илий был потомком Ифамара, а не Финееса, т.е. получил должность великого жреца в обход более старшей линии Ааронидов. Кроме того, Финеесу и его потомству за убийство спавшего с моавитянкой израильтянина, которое отвратило гнев Яхве от Израиля, был дан «завет жречества вечного» (bərit kəhannat ‘olam) (Числ. 25, 13). Иудейская Библия обходит молчанием вопрос незаконности получения Илием должности великого жреца и обстоятельства этого получения. Соломон отстраняет потомство Илия в лице Авиафара от первосвященства (3 Цар. 2, 26), передавая его единолично Садоку, но делает это, во-первых, за поддержку Авиафаром Адонии, а во-вторых, за преступления сыновей Илия (3 Цар. 2, 27; 1 Цар. 2, 29-36), а не за узурпацию Илием должности великого жреца.

Иосиф Флавий упоминает о переходе первосвященства от рода Финееса к роду Ифамара, но также умалчивает о его обстоятельствах: «Илий был первосвященником из рода Ифамара, второго сына Аарона. До этого первосвященство оставалось в семье Елеазара, переходя поочередно от отца к сыну: Елеазар передал его сыну своему Финеесу, после которого его получил сын последнего Авиезер, а затем оно перешло к сыну последнего, Вуки, который передал его в свою очередь сыну своему Озису. После него оно досталось Илию, о котором у нас только что была речь. Затем первосвященство оставалось в его роде вплоть до времен правления Соломона, когда оно возвратилось снова к потомкам Елеазара» (Иудейские древности, 5.11.5).

Он также говорит о возвращении первосвященства в род Финееса: «Таким образом по указанной причине потомство Ифамара лишилось первосвященства, подобно тому как то предсказал господь бог ещё деду Авиафара, Илию, а первосвященство перешло к роду Финееса, именно к Садоку. А до тех пор, пока первосвященство не перешло к семье Ифамара в лице первого её представителя – первосвященника Илия, следующие лица из рода Финееса оставались частными людьми: сын первосвященника Иосафа – Воккий, сын последнего Иоафам, сын Иоафама – Марэоф, сын Марэофа – Арофей, сын Арофея – Ахитов и сын Ахитова – Садок, который первый стал во время царствования Давида первосвященником» (Иудейские древности, 8.1.3.) (ср. несколько иную генеалогию Садока в 1 Пар. 6, 3-8).

Таким образом, иудейская Библия и Иосиф Флавий согласны в том, что должность великого жреца при Соломоне вернулась к роду Финееса в лице Садока. Однако более вероятно, что Садокиды были местной иерусалимской жреческой династией, которой происхождение от Аарона было приписано задним числом. Но даже если признать Садокидов Ааронидами, последним представителем этого рода в должности великого жреца в Иерусалиме был эллинизатор Иасон, свергнутый в 171 г. до н.э. При этом самаритяне своих первосвященников считают прямыми потомками Аарона через Финееса по настоящее время.
Tags: ИВХ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments