aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Categories:

ЯСНА 30

Одна из самых популярных и цитируемых Гат. Полагают, что в ней излагается суть учения Заратуштры и доктрины дуализма. Ее называют «Гатой Выбора», поскольку речь идет о выборе между Добром и Злом, Истиной и Ложью. Выбор этот, произошедший при происхождении мира, при возникновении жизни и смерти, осуществляется и божествами, и смертными, духовными и материальными сущностями и завершается при конце мира соответствующими возмездием и вознаграждением – окончательной гибелью злых и бесконечным блаженством и бессмертием для праведных. В зависимость от сознательного выбора Добра или Зла ставится, таким образом, судьба не только отдельных тварей, но и всего Творения.


ЯСНА 30

30.1. Провозглашаю ищущим,
чтобы запомнить знающим:
Хваления Ахуре,
Благой моленья Мысли
И Истине, о мудрые,
в чьих светах радость зрим.

30.2. Внимайте мне ушами,
взирайте мыслью ясно:
Две веры различенья,
Для каждого – своя
Перед концом великим,
который нам вершится.

30.3. Два духа изначала –
как близнецы в явленьи
И мыслию, и словом,
и делом – благ и зол.
И прав лишь благодатный
из двух, а не злодей.

30.4. Когда эти два духа
сошлись, то изначала
Создали жизнь и смерть,
то бытие, что после, –
Для лживых наихудшее,
а праведному – лучшее.

30.5. Из двух дух Лживый выбрал
деянье наихудшее,
А Дух Святейший – Истину,
одет крепчайшей твердью,
Как те, что ублажают
Ахуру правдой Мазду.

30.6. Неверно различили
и дэвы, что в сомненье
Обманом завлеклись,
мысль злейшую избрав
И к Ярости прибегнув,
чтоб смертных поражать.

30.7. К кому же Власть приходит
с Благою Мыслью, с Истиной,
Дав телу долговечность,
душе же – Здравомыслье.
Из них он станет первым
через металл прошедшим.

30.8. И вот, когда возмездие
преступников постигнет,
Власть от Тебя, о Мазда,
придёт с Благою Мыслью
Ложь давшим, о Ахура,
в две Истины руки.

30.9. А мы да будем теми,
кто обновляют мир,
О Мазда и Ахуры,
в сотрудничестве с Истиной
И с собранностью мыслей
уча вероученью.

30.10. Тогда же сокрушится
у Лжи преуспеянье,
Быстрейшие впрягутся
до дома Благой Мысли,
И Истины, и Мазды,
достигнув доброй славы.

30.11. Когда веленья Мазды
вы, смертные, поймёте:
Блаженство или долгие
мучения для лживых,
А праведным спасенье, –
по воле вам так будет.



30.1. Ищущим – в смысле «стремящимся услышать», т.е. слушателям, внимающим речам проповедника-пророка. В двух первых строках первой и второй строф находят поэтические формулы, восходящие к индоиранскому (арийскому) и индоевропейскому времени. Ср., впрочем, и библейское: «Имеющий уши да услышит!»
В чьих светах – возможно, подразумеваются светы Рая. За усердные восхваления Ахура-Мазды, Истины и Благой Мысли знающие и мудрые приверженцы будут наслаждаться светами сияющего Рая.

30.2. В этой строфе, по сути, и содержится главная идея о понимании каждым своих убеждений в ожидании окончательного решения своей судьбы и наступления конца мира.

30.3. Самый цитируемый и очень по-разному интерпретируемый пассаж Гат. В нем, безусловно, говорится о двух духах-близнецах (о них упоминается и в других местах Ясны, например 9.15: «творение двух духов», но как они возникли – неясно: то ли в видении (чьем?), то ли в сновидении, то ли в борении, борьбе или отделении и т.д. Избрано нейтральное «в явлении».
Мысль, слово, дело – основная триада зороастрийской этики. Собирать благие мысли, благие, добрые слова и добрые дела (и избегать злых мыслей, слов и дел) – составляет смысл земной жизни верующих зороастрийцев. В зависимости от их соотношения со злыми решается посмертная судьба души – райское блаженство или адские мучения.

30.4. Смерть – букв.: «не-жизнь». Два духа «сходятся» в борьбе между собой, делят мир на злой и благой, а людей – на праведных (те, кто мудры и благодатны) и злых и лживых (что глупы и ленивы).
Бытие, что после – т.е. то, «что будет в конце мира», после и жизни и смерти, в конце мира предназначено для приверженцев Лжи – «существование наихудшее» – метафора Ада, а для праведного (в последней строке) – досл.: «лучшая обитель» (возможен и перевод «лучшая мысль) как обозначение Рая.

30.7. Тот, кому на помощь придут божественные помощники и покровители (Бессмертные Святые: Власть, Благая Мысль, Истина и Здравомыслие), обретет долгую жизнь и сможет в последних испытаниях при конце мира преодолеть поток расплавленного металла, который хлынет на землю, а потом потечет в Ад и окончательно уничтожит все злое (в том числе убьет Злого Духа, сожжет дэвов, грешников и последние остатки зла в мире), а «для праведных покажется парным молоком» (как об этом повествуется в позднейших богословских текстах).

30.9. Обновляют мир (или продвигают вперед) – приблизят в самом конце земного существования обновление мира. Заратуштра со своими последователями претендует на то, чтобы быть среди тех, кто своими благими мыслями, словами и делами близят торжество Добра над Злом.

30.10. Быстрейшие впрягутся – образ быстрого скакуна-коня, т.е. языка, запрягаемого в колесницу речения – подразумеваются славословия и восхваления, которые будут воспеты в благой обители, т.е. в Раю, в доме Благой Мысли, Мазды и Истины, и, подобно победителям состязаний колесниц, завоюют добрую славу.

30.11. Заратуштра подводит итог своей проповеди, призывает усвоить повеления Мазды и по своей воле избрать блаженство и спасение для праведных или же долгие мучения для лживых.




Необходимость свободного выбора каждого человека между Добром и Злом с последующей личной ответственностью за этот выбор является одним из краеугольных камней учения Заратуштры. Напомним, что первоначальному иудаизму подобные взгляды были совершенно чужды. Первым в иудейской среде их стал высказывать Иезекииль, живший в союзной зороастрийской Мидии Вавилонии (пророчествовал около 593-571 гг. до н.э.). До него у евреев господствовало представление о коллективной ответственности: «Я Яхве, бог твой, бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои» (Исх. 20, 5-6). Иезекииль же (устами того же Яхве!) заявляет прямо противоположное: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 20). Насколько новой и непривычной для евреев была эта идея, можно судить по их реакции на проповедь Иезекииля: «Но вы говорите: “неправ путь Яхве!” Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы?» (Иез. 18, 25).
Неудивительно, что Иезекииль также первым из иудеев выражает зороастрийскую веру в телесное воскресение (Иез. 37, 1-10). Представшее ему видение сухих человеческих костей, разбросанных по полю, было очевидно вдохновлено зороастрийским погребальным сооружением – дахмой. В Вавилонии должны были иметься общины мидийских зороастрийцев, хоронивших мертвых согласно своим обычаям. У подобной общины Иезекииль и заимствовал представления о телесном воскресении и личной нравственной ответственности человека. Но христианская мораль все равно происходит из иудаизма, ага-ага…
Tags: Ариохристианство
Subscribe

  • Наш человек в Орде

    Реконструкция по черепу мужчины. XIII-XIV вв. Могильник Улан IV. Ростовская область

  • Кони были одомашнены в междуречье Волги и Дона

    Мы установили, что западноевразийская степь, особенно регион нижней Волги – Дона, была местом происхождения современных одомашненных коней……

  • Курянки V века

    В 2021 г. Сейминско-Суджинская экспедиция ИА РАН продолжила полевые исследования могильника черняховской культуры Дальний в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments