aquilaaquilonis (aquilaaquilonis) wrote,
aquilaaquilonis
aquilaaquilonis

Вера в телесное воскресение 3: Самые ранние свидетельства в иудаизме 1

Книга пророка Даниила

Самым ранним точно датируемым (165-м – началом 164-го г. до н.э.) иудейским свидетельством о вере в (частичное) телесное воскресение является повествующий о последних днях отрывок из Книги пророка Даниила: «И встанет (ya‘amod) в то время Михаил, князь великий (śar gadol), стоящий за сынов народа твоего (т.е. еврейского); и будет время горя, какого не бывало с тех пор, как существуют народ (goy), до сего времени; но спасутся в это время из народа (‘am) твоего все, которые найдены будут записанными в книгу. И многие из спящих в прахе земли (wərabbim miyyəšene ’admat-‘ap̄ar) пробудятся (yaqiṣu), одни для жизни вечной (ḥayye ‘olam), другие на вечное поругание и посрамление (laḥarap̄ot lədirə’on ‘olam). И разумные будут сиять, как сияние тверди, и обратившие многих к праведности – как звёзды, вовеки, навсегда» (Дан., 12, 1-3).

Автор этого текста прибегает к образам ханаанейской мифологии, используя при описании смерти и воскресения понятия «сна» (šn) и «пробуждения» (qṣ), традиционные для культа умирающего и воскресающего бога Ваала. Пробуждению «многих из спящих в прахе земли» предшествует «вставание» «князя великого» Михаила, который является божеством, покровительствующим еврейскому народу (подобно тому, как другим народам покровительствуют свои собственные божества). Образ Михаила восходит к Ваалу, о чём свидетельствуют его имя (mi ḵa ’el – «Кто как Эл»), точно соответствующее равному или почти равному с Элом положению Ваала в ханаанейском пантеоне, его победа над семиглавым змеем (Откр. 12, 1-4, 7-8), повторяющая такую же победу Ваала в угаритском эпосе (KTU, 1.5.I.1-3), и пр.

Книга пророка Даниила заканчивается призывом к самому Даниилу: «А ты иди к концу и упокоишься, и встанешь (ta‘amod) к своему жребию в конце дней» (Дан. 12, 13). Под «вставанием» здесь имеется в виду воскресение из мёртвых, и оно обозначается тем же самым глаголом ‘amad, что и «вставание» Михаила. Отсюда можно предположить, что это «вставание» также является отголоском воскресения Ваала.

Всем воскресшим праведникам автор приведённого отрывка обещает «жизнь вечную», а некоторым из них («разумным» и «обратившим многих к праведности») – ещё и то, что они будут сиять как небесная твердь и звёзды. В ханаанейской мифологии звёзды тождественны богам, поэтому «астральное бессмертие», о котором здесь говорится, предполагает дополнительное обожествление избранных воскресших.

Говоря о воскресении мёртвых, автор Книги пророка Даниила вдохновляется приводившимся ранее отрывком Ис. 26, 19, о чём свидетельствует употребление слов «пробуждаться» (quṣ) и «прах» (‘ap̄ar). Используемое им слово «посрамление» (dirə’on) встречается в Еврейской Библии ещё только один раз – в эсхатологическом тексте Третье-Исайи (V в. до н.э.): «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть перед лицо моё на поклонение, говорит Яхве. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от меня, ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет, и будут они посрамлением (dera’on) для всякой плоти» (Ис. 66, 23-24). В то время как у Третье-Исайи эта сцена описывает не загробное воздаяние, а лишь надругательство над трупами нечестивцев, автор Книги пророка Даниила применяет заимствованное из неё слово «посрамление» уже применительно к наказанию воскресших тел грешников.

В целом не подлежит сомнению, что этот текст имеет в виду именно телесное воскресение, пусть даже обещаемое не всем, но «многим» (rabbim).



1-я (Эфиопская) книга Еноха

1-я книга Еноха, полный текст которой дошёл до нас только на языке геэз и которая является канонической для Эфиопской церкви, состоит из нескольких частей, датируемых разным временем. Самой древней частью является т.наз. «Книга стражей» (гл. 1-36), которую большинство исследователей относят к концу III или началу II в. до н.э. Она, таким образом, может быть на несколько десятилетий древнее Книги пророка Даниила, однако идея о телесном воскресении выражена в ней лишь косвенно.

Главы 20-36 описывают путешествие Еноха по мирозданию в сопровождении ангелов. В 22-й главе Енох видит на западе горы, в расщелинах которых собираются и остаются до дня великого суда души умерших. В месте, где находятся души праведников, есть вода и свет, души же грешников подтвергаются великим мучениям.

В 25-й главе Енох видит другие горы, на вершине одной из которых находится чудесное дерево. В ответ на вопрос патриарха ангел Михаил сообщает: «И к этому дереву с драгоценным запахом не позволено прикасаться ни одному из смертных до времени великого суда; когда всё будет искуплено и окончено для вечности, оно будет отдано праведным и смиренным. От его плода будет дана жизнь избранным; оно будет пересажено на север к святому месту, – к храму господа, великого царя. Тогда они будут радоваться полною радостью и ликовать в святом; они будут воспринимать запах его в свои кости, и продолжительную жизнь они будут жить на земле, как жили их отцы; и в дни их жизни не коснётся их ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение» (1 Ен. 25, 29-31) (1-я книга Еноха цитируется в переводе А.В. Смирнова). Хотя прямо об этом не сказано, данный отрывок может иметь в виду в т.ч. и воскресших праведников.

Второй по древности частью 1-й книги Еноха является т.наз. «Послание Еноха» (гл. 91-108) (II-I вв. до н.э.). Оно сообщает о дне суда, что «восстанет тогда праведный от сна» (wäyətənäśaʾə ṣadəḳə ʾəmənəwamə) (1 Ен. 91, 10), «праведный восстанет от сна, восстанет и пойдёт по пути правды, и весь его путь и стезя будут в вечном благе и милости для праведного, и даст господство, и он будет жить во благе и правде, будет ходить в вечном свете» (1 Ен. 92, 3).

Ещё более определённо о телесном воскресении говорит т.наз. «Книга Притчей» (гл. 37-71 1-й книги Еноха) (I в. до н.э. – I в. н.э.): «И в те дни земля возвратит вверенное ей, и царство мёртвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать. И он (т.е. бог) изберёт между ними праведных и святых…» (1 Ен. 51, 1-2), «И эти меры откроют всё сокровенное в глубине земли, и погибших по пустыням, и пожранных рыбами морскими и зверями, чтобы они возвратились и оперлись на день избранного; ибо никто не погибнет пред господом духов, и никто не может погибнуть» (1 Ен. 61, 29).



2-я книга Маккавейская

Из ранних иудейских источников наиболее подробно о телесном воскресении говорит 2-я Маккавейская книга, написанная на греческом языке в конце II – начале I в. до н.э. В числе прочего, она рассказывает о казни в 166 г. до н.э. сирийским царём Антиохом Эпифаном семи братьев-иудеев и передаёт слова, сказанные ими перед смертью.

Так, второй брат заявляет Антиоху: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» (σὺ μὲν ἀλάστωρ ἐκ τοῦ παρόντος ἡμᾶς ζῆν ἀπολύεις, ὁ δὲ τοῦ κόσμου βασιλεὺς ἀποθανόντας ἡμᾶς ὑπὲρ τῶν αὐτοῦ νόμων εἰς αἰώνιον ἀναβίωσιν ζωῆς ἡμᾶς ἀναστήσει) (2 Мак. 7, 9). «После того третий подвергнут был поруганию, и на требование дать язык – тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы его не жалею их, и от него надеюсь опять получить их» (μετὰ δὲ τοῦτον ὁ τρίτος ἐνεπαίζετο καὶ τὴν γλῶσσαν αἰτηθεὶς ταχέως προέβαλε καὶ τὰς χεῖρας εὐθαρσῶς προέτεινε καὶ γενναίως εἶπεν· ἐξ οὐρανοῦ ταῦτα κέκτημαι καὶ διὰ τοὺς αὐτοῦ νόμους ὑπερορῶ ταῦτα καὶ παρ᾿ αὐτοῦ ταῦτα πάλιν ἐλπίζω κομίσασθαι) (2 Мак. 7, 10-11). Затем наступает очередь четвёртого брата: «Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на бога, что он опять воскресит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (καὶ γενόμενος πρὸς τὸ τελευτᾶν οὕτως ἔφη· αἱρετὸν μεταλλάσσοντα ὑπ᾿ ἀνθρώπων τὰς ὑπὸ τοῦ Θεοῦ προσδοκᾶν ἐλπίδας πάλιν ἀναστήσεσθαι ὑπ᾿ αὐτοῦ· σοὶ μὲν γὰρ ἀνάστασις εἰς ζωὴν οὐκ ἔσται) (2 Мак. 7, 14).

Присутствующая при этом мать казнимых ободряет их: «Итак, творец мира, который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы» (τοιγαροῦν ὁ τοῦ κόσμου κτίστης, ὁ πλάσας ἀνθρώπου γένεσιν καὶ πάντων ἐξευρὼν γένεσιν καὶ τὸ πνεῦμα καὶ τὴν ζωὴν ὑμῖν πάλιν ἀποδώσει μετ᾿ ἐλέους, ὡς νῦν ὑπερορᾶται ἑαυτοὺς διὰ τοὺς αὐτοῦ νόμους) (2 Мак. 7, 23). Когда наступает очередь четвёртого брата, она обращается к нему с призывом: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости опять приобрела тебя с братьями твоими» (ἀξιῶσε, τέκνον, ἀναβλέψαντα εἰς τὸν οὐρανὸν καὶ τὴν γῆν καὶ τὰ ἐν αὐτοῖς πάντα ἰδόντα, γνῶναι ὅτι ἐξ οὐκ ὄντων ἐποίησεν αὐτὰ ὁ Θεὸς καὶ τὸ τῶν ἀνθρώπων γένος οὕτως γεγένηται. μὴ φοβηθῇς τὸν δήμιον τοῦτον, ἀλλὰ τῶν ἀδελφῶν ἄξιος γενόμενος, ἐπίδεξαι τὸν θάνατον, ἵνα ἐν τῷ ἐλέει σὺν τοῖς ἀδελφοῖς σου κομίσωμαί σε) (2 Мак. 7, 28-29).



Кумран

Кумранские тексты I в. до н.э. – I в. н.э., созданные в ессейской или близкой к ней среде, содержат многочисленные свидетельства о вере в телесное воскресение.

Мессианский апокалипсис обещает, что «славные дела, которых не было, совершит господь, как он сказал, ибо он будет исцелять раненых, оживлять мёртвых и благовествовать бедным» (wnkbdwt šlw’ hyw y‘šh ’dny k’šr d[br] [ky] yrp’ ḥllym wmtym yḥyh ‘nwym ybšr) (4Q521 2 II.11-12); в том же тексте упоминается «оживляющий мёртвых своего народа» (hmḥyh ’t mty ‘mw) (4Q521 7 II.6). Далее следует фрагментарный текст, описывающий, по всей видимости, области, которые бог приготовил для мёртвых:
«[…] и мост бездн […] застыли проклятые […]» (wgšr th[wmwt…] qp’w ’rwr[ym …]) (4Q521 7 II.12-13). Подобные представления могли быть заимствованы кумранитами из зороастрийской эсхатологии, в которой душа умершего должна пройти над бездной по мосту Чинват, а грешники наказываются в т.ч. холодом.

В одном из кумранских Благодарственных гимнов молящийся благодарит бога за то, что он очистил его от греха, «чтобы поднять из праха [съедаемых] червями мёртвых на совет вечный» (lhrym m‘pr twl‘t mtym lswd ‘[wlm]) (1QH XIX.12). В другом гимне говорится, что в «срок суда» (qṣ mšpṭ) «лежащие в прахе поднимут знамя, и [съедаемые] червями мёртвые воздвигнут стяг» (wšwkby ‘pr hrymw trn wtwl‘t mtym nš’w ns) (1QH XIV.34). Телесное воскресение в том же сочинении может описываться глаголом «пробуждаться» (‘r): «Тогда меч бога станет разить в срок суда, и все сыны его истины пробудятся, чтобы уничтожить сынов нечестия» (w’z tḥyš ḥrb ’l bqṣ mšpṭ wkwl bny ’[m]tw y‘wrw lhtm [bny] rš‘h) (1QHa XIV.29-30).

Текст кумранского Псевдо-Иезекииля, в отличие от библейской Книги пророка Иезекииля, толкует видение долины сухих костей как пророчество именно о телесном воскресении, используя для его выражения глагол «вставать» (‘md), который мы уже встречали в этом значении в Дан. 12, 13: «И оживут, и встанет народ большой, люди, и благословят Яхве Воинств, который оживил их» ([wyḥyw w]y‘[m]d ‘m rb ’nšym wybrkw ’t yhwh ṣb’wt ’š[r ḥym]) (4Q385 2 8-9). Дамасский документ также обещает, что «встанет Учитель праведности в конце дней» (‘d ‘md ywrh hṣdq b’ḥryt hymym) (CD-A VI.10-11).

Данные кумранских текстов подтверждаются свидетельством Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 235 г. н.э.), согласно которому ессеи «признают, что тело воскреснет и будет бессмертным, так же, как уже бессмертна душа, которая, отделившись, отдыхает до суда в некоем приятном и светлом месте… Они говорят, что будет суд и всё сгорит, и неправедные будут наказаны навечно» (ὁμολογοῦσι γὰρ καὶ τὴν σάρκα ἀναστήσεσθαι καὶ ἒσεσθαι ἀθάνατον, ὃν τρόπον ἢδη ἀθάνατός ἐστιν ἡ ψυχή ἣν χωρισθεῖσαν νῦν ἔστιν εἰς ἕνα χῶρον εὒπνουν καὶ φωτεινὸν ἀναπαύεσθαι ἕως κρίσεως… λέγουσι δὲ καὶ κρίσιν ἔσεσθαι καὶ τοῦ παντὸς ἐκπύρωσιν, καὶ τοὺς ἀδίκους κολασθήσεσθαι εἰσ αεί) (Опровержение всей ересей, IX, 27) (перевод И.Д. Амусина).



Оракулы Сивилл

3-5 книги сложного по происхождению сборника текстов на греческом языке, известного как «Оракулы Сивилл», вероятно, происходят из среды александрийских иудеев I в. до н.э. – I в. н.э. Они, в частности, сообщают, что после огненного суда «сам бог вновь образует кости и пепел людей и снова восставит смертных, как они были раньше» (ὀστέα καὶ σποδιὴν αὐτὸς θεὸς ἔμπαλιν ἀνδρῶν / μορφώσει, στήσει δὲ βροτοὺς πάλιν, ὡς πάρος ἦσαν) (КС 4.181-182).



3-я книга Ездры и 2-я книга Варуха

Рубежом I-II вв. н.э. датируются два близких между собой текста, стремящихся осмыслить положение иудеев после гибели 2-го Иерусалимского храма в т.ч. с точки зрения эсхатологии. Еврейские оригиналы этих сочинений до нас не дошли.

3-я книга Ездры (в западной традиции именуемая 2-й или 4-й книгой Евзды или «Латинским Ездрой») сохранилась полностью только на латинском языке и частично на сирийском. Согласно ей, непосредственно после смерти происходит предварительное наказание грешников и предварительное награждение праведников. Души (лат. anima, сир. nšmt’) праведников преображаются: «их лица начинают сиять подобно солнцу» (incipient vultus eorum fulgere sicut sol), «они начинают быть подобны свету звёзд» (incipient stellarum adsimilari lumini) (3 Езд. 7, 97) (ср. сходные идеи об «астральном бессмертии» в Книге пророка Даниила и Послании Еноха).

В последние дни произойдёт телесное воскресение: «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нём обитают, а хранилища отдадут вверенные им души (сир. npšt’)» (Et terra reddet qui in eam dormiunt, et pulvis qui in eo silentio habitant, et promptuaria reddent quae eis commendatae sunt animae) (3 Езд. 7, 32); «Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживём; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых» (Iudicium enim post mortem veniet, quando iterum reviviscemus; et tunc iustorum nomina parebunt et impiorum facta ostendentur) (3 Езд. 14, 35).

2-я книга Варуха (она же «Сирийский апокалипсис Варуха») полностью сохранилась только на сирийском языке. В ней непосредственно бог возвещает Варуху о том, что произойдёт в конце времён: «Тогда земля возвратит мёртвых, которых она ныне принимает на хранение. Она не изменит ничего в их обличьи и вернёт их такими, какими приняла, и какими я их отдаю ей, такими она их воскресит (mqym’). Ибо тогда надо будет показать живым, что мёртвые ожили вновь (dḥyw myt’), и что те, кто ушёл, возвратился вновь. И когда ныне знакомые узнaют друг друга, тогда суд обретёт силу, и предсказанное состоится» (2 Вар. 50, 2-4) (2-я книга Варуха цитируется в переводе инока ИПХ Илария (Сучкова)).

Любопытно, что об узнавании воскресшими людьми друг друга накануне суда говорится также в «Бундахишне»: «(Тогда люди) узнают, то есть душа и тело узнают: “Это – мой отец, это – моя мать, это мой брат, это моя жена, это – ещё какой-то мой ближайший родственник”. Затем будет собрание Исадвастара» (Зороастрийские тексты. М. 1997. С. 306-307); ср. сходную мысль в раввинистической литературе: «Они восстанут со своими недостатками, а затем будут излечены» (b. Sanh. 91b).

После воскресения первоначальных тел произойдёт их преображение: «И когда пройдёт этот назначенный день, тогда лишь изменятся обличья тех, кто будет осуждён, и слава тех, кто будет оправдан. Обличье тех, кто ныне делает злое, явится худшим, чем было, ибо им надлежит испытывать мучения. Также и слава тех, кого ныне оправдывает мой закон, кто явит себя разумным в жизни и укоренил в своём сердце корень премудрости, их блеск прославится во время преображения, и образ их лиц изменится светлою красотой, чтобы они могли получить и принять мир, который не умирает и который обетован им на то время» (2 Вар. 51, 1-3). Праведники изменятся «в ангельские сияния», «будут жить на вершинах этого мира» и «будут подобны ангелам и сравниваемы со звёздами» (2 Вар. 51, 5, 10).
Tags: ИВХ, Религиозная история, Яхвизм
Subscribe

  • Всё-таки

    Воспетый Альфредом Вольдемаровичем Розенбергом славянин с женской рабской душей действительно существует в природе. Сегодня это крепостной…

  • Это другоеТМ

  • Любимые фильмы 90-х )

    Какие у вас самые нелюбимые и тошнотворные отечественные фильмы из 90-х? Ну вот чтоб прям брезгливо и неприятно было смотреть. У меня довольно хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments