?

Log in

Конь, колесо и колесница, или Как предки русских создали современный мир (окончание) - aquilaaquilonis

окт. 28, 2012

09:55 pm - Конь, колесо и колесница, или Как предки русских создали современный мир (окончание)

Previous Entry Поделиться Next Entry


Начало


КОЛЕСНИЦА

Абашевская культура (2500-1900 гг.) была распространена в основном в лесостепи, от верхнего Дона на западе до реки Белой на востоке, где в юго-западных предгорьях Урала находился центр абашевской металлообработки и производства изделий из меди и мышьяковой бронзы. Ранняя керамика Абашевской культуры была похожа на фатьяновскую и балановскую, однако, как и в степных культурах, захоронения производились в курганах, также степное влияние проявлялось в керамике и оружии. В целом в абашевцах можно видеть индоиранцев Полтавкинской культуры, попавших под влияние фатьяновско-балановских балтославян.

Полтавкинская культура представляла собой распространение Ямного горизонта в восточном направлении. Полтавкинские пастухи пришли в уральско-тобольские степи около 2800-2600 гг. Их южными соседями были поздние ботайцы, уже отчасти тоже скотоводы и металлурги, ещё дальше – к югу, западу и востоку от Аральского моря – обитали рыбаки, охотники и собиратели Кельтеминарской культуры.

После 2500 г. в евразийских степях начался засушливый период, пик которого пришёлся примерно на 2000 г. Ухудшившиеся природные условия должны были вызвать борьбу за пастбища, сопровождавшуюся военными столкновениями. Возможным отражением этой борьбы является Пепкинский могильник на нижней Суре (северная граница Абашевской культуры), сооружённый около 2200 г. Под общим курганом были погребены тела 28 молодых мужчин, из них 18 были обезглавлены, а остальные имели следы нанесённых топорами ран. В бою, в ходе которого они погибли, должны были участвовать несколько сотен воинов. Подобная тревожная обстановка помогает лучше понять последовавшую вскоре милитаризацию степных культур.

Около 2200 г. выходцы из областей Абашевской и Полтавкинской культур начинают мигрировать на южный Урал и селиться там в укреплённых городах. Всего археологами было обнаружено более 20 крепостей, построенных в степи между реками Уралом на западе и Тоболом на востоке. Эта культура получила название Синташтинской по названию первой из исследованных археологами крепостей.



Мужчина и женщина Синташтинской культуры





Синташта, раскопанная в 1972-1987 гг., представляла собой круглую крепость диаметром 140 м, внутри которой находилось 50-60 домов, в каждом из которых были обнаружены следы обработки металла. Таким образом, Синташта представляла собой укреплённый металлургический центр. За пределами поселения были обнаружены пять погребальных комплексов, которые сопровождались жертвоприношениями целых коней (до восьми в одной могиле), топорами и кинжалами из меди и бронзы и каменными булавами. Древесина из главного погребения большого кургана была датирована при помощи радиокарбонного метода периодом около 2100-1800 гг., такие же даты дали другие синташтинские погребения, погребения типа Потаповка на средней Волге и Аркаим.



Внешний вид Аркаимской крепости







От своих предшественниц Синташтинская культура отличалась высокой милитаризацией общества. Большинство синташтинских захоронений мужчин (54%) сопровождаются оружием, в то время как в Катакомбной, Абашевской и Полтавкинской культурах оружие присутствует лишь в 10% мужских захоронений. Появляются новые виды вооружений, такие как дротики. В этот момент в уральско-тобольских степях и происходит изобретение новой грозной машины войны – колесницы.



Одно из Синташтинских колесничных погребений и реконструкция колесницы









В 9 могильниках Синташтинской и родственной ей Петровской культур (существовавшей в Северном Казахстане около 1900-1750 гг.) археологи обнаружили не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 г. до н.э. Подчеркнём, что это первые в истории настоящие колесницы, т.е. лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды.

В качестве «опровержения» колесничного первенства Синташты иногда указывают на более ранние боевые повозки, использовавшиеся на Ближнем Востоке в 2900-2000 гг. (периоды Раннединастический, Аккадский и III династии Ура). Однако это были тяжёлые повозки со сплошными колёсами, запрягавшиеся ослами, онаграми или их гибридами, которыми управляли при помощи колец, вдетых в нос или губы. Древнейшее ближневосточное изображение повозки с двумя спицевыми колёсами обнаружено на печатях из Канеша II – ассирийской торговой колонии в Анатолии (около 1900 г.), а самые ранние изображения настоящих колесниц на Ближнем Востоке появляются лишь около 1800 г. на сирийских печатях.



Доколесничные повозки Ближнего Востока
(а) Медная модель повозки со сплошными колёсами, запряжённой ослами или онаграми. Тель-Аграб, 2700-2500 гг.
(b) и (с) Выгравированные на печатях изображения повозок на колёсах с четырьмя спицами, запряжённых эквидами, управляемыми при помощи продетых в носы или губы колец. Канеш II, 1900 г.





Что касается коней, то их первые изображения на Ближнем Востоке встречаются в Аккадскую эпоху (XXIV-XXII вв.), но они ещё воспринимаются как редкие и экзотические животные. В период III династии Ура (XXI в.), когда шумеры вели ожесточённые войны с эламитами, на Иранском плато впервые появляются кости коней со следами удил на зубах. К этому же времени относятся и первые лошадиные кости, обнаруженные в городах Месопотамии. Тогда же в шумерских письменных памятниках появляются слова для обозначения коня, иногда – ANSHE.ZI.ZI, буквально «быстрый осёл», чаще – ANSHE.KUR, буквально «горный осёл», из чего можно заключить, что в Месопотамию первые кони попали со стороны гор западного Ирана и/или восточной Анатолии. В повозки лошади там пока не запрягались – цари III династии Ура, уничтоженной эламитами около 2000 г., в качестве экзотического развлечения скармливали их львам.



Ранние ближневосточные и среднеазиатские изображения людей верхом на эквидах
Вверху: Отпечаток аккадской печати из Киша, 2350-2200 гг.
В середине: Отпечаток бактрийско-маргианской печати из Афганистана, 2100-1800 гг.
Внизу: Отпечаток шумерской печати периода III династии Ура. Печать Аббакаллы, поставщика животных для нужд царя Шу-Суэна, 2050-2040 гг.
(Посадка на крестце характерна для езды верхом на осле)





Чтобы проследить, каким же именно образом колесницы попали на Ближний Восток, вернёмся временно в более северные области. Как уже говорилось, около 1900 г. в степях Северного Казахстана возникла культура Петровка – восточный вариант Синташтинской. Её носители поддерживали связи с Окунёвской культурой, наследовавшей Афанасьевской на Западном Алтае. В отличие от синташтинской мышьяковой бронзы, бронза Петровки была оловянистой, олово для её производство доставлялось с востока – с гор Алтая и с юга – из долины Зеравшана. В XVII в. петровская традиция обработки металлов легла в основу металлургического производства Сейминско-Турбинской культуры, центр которой находился в таёжных массивах по верхнему и среднему Иртышу и верхней Оби к западу от Алтая. «Сейминско-Турбинский феномен» просуществовал всего около двух столетий, но успел оказать влияние на металлургию огромных пространств от Греции до Китая, о чём будет сказано ниже.

На Средней и Нижней Волге Потаповская и Абашевская культуры развились в Срубную культуру (1800-1200 гг.), быстро распространившуюся от Урала до Днепра. Её носители основали множество мелких поселений, занимавшихся производством и обработкой бронзы. Одновременно в более восточных областях на основе Синташтинской культуры возникла Андроновская культура (1800-1200 гг.), вскоре занявшая пространство от Урала на западе до Алтая и Тяньшаня на востоке и от границы тайги на севере до Аму-Дарьи на юге.

Ранний этап Андроновской культуры – Алакульский – напрямую продолжает традиции Синташты и Петровки – небольшие семейные курганные кладбища, поселения по 10-40 домов, кинжалы, наконечники копий, украшения, декоративные мотивы керамики. Алакульцы возводили простые курганы с ингумациями. На более позднем – Фёдоровском – этапе курганы становятся крупнее, в них появляются более сложные каменные сооружениями, ингумация уступает место кремации. Андроновцы жили постоянными поселениями по 50-250 человек. Основу их экономики составляло разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также металлургия – главным образом, производство оловянистой бронзы.

Основным рынком сбыта синташтинских, а потом андроновских меди и бронзы была Месопотамия, связи с которой поддерживались через города Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, располагавшиеся на территории нынешних Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Поиск новых месторождений был одной из причин движения обитателей степей на юг. Уже около 1900 г. выходцы из области Петровской культуры начали добычу меди в Тугае в долине Зеравшана. Вскоре за ними в больших количествах последовали андроновцы, следы деятельности которых обнаружены в Карнабе и Мушистоне близ нынешнего Самарканда.

После 1800 г. лагеря андроновских рудокопов, курганные могильники и пастушьи поселения распространяются повсеместно в долине среднего и верхнего Зеравшана. Другие группы андроновцев следовали на нижний Зеравшан и в дельту Аму-Дарьи, где они стали оседлыми ирригационными земледельцами и создали Тазабагьябскую культуру. Начиная с 1800 г. города Бактрийско-Маргианского археологического комплекса резко уменьшаются в размерах, на его территории широко распространяется андроновско-тазабагьябская керамика. Следы андроновского присутствия появляются внутри бактрийско-маргианских укреплений. К 1600 г. все старые крепости БМАК оказываются покинутыми. По всему югу Средней Азии и далее в Иран распространяется пастушеская экономика.



Андроновский колесничный боец







Сегодня мало кто сомневается в том, что население Синташтинской культуры говорило на общеиндоиранском языке. Уже вскоре после её открытия внимание исследователей привлекло сходство синташтинского погребального обряда с описаниями, встречающимися в самых древних книгах Ригведы. Сходство заключается в сочетании ингумации и кремации, строительстве погребальных камер со столбами и крышей, возведении нам ними курганов, жертвоприношениях коней и многом другом. Как и синташтинцы, ведические арии пренебрегали земледелием, продукты которого никогда не предлагаются богам Ригведы.

Что касается собственно индоарийского языка, то, по всей видимости, он сформировался около 1800-1600 гг. в среде петровско-андроновских индоиранцев, обитавших к югу от Зеравшана в зоне контакта с Бактрийско-Маргианской культурой. Основной путь их миграции вёл на юго-восток в Пенджаб, где, по мнению лингвистов, около 1500-1300 гг. и была составлена Ригведа. Меньшая часть ведических ариев мигрировала на юго-запад, в страны Ближнего Востока.

Самое раннее свидетельство об их пребывании там содержится в одном из хеттских документов начала XVI в., упоминающем о царях с индоарийскими именами в трёх городах страны хурритов в Верхней Месопотамии. Около середины того же века династия, члены которой носили индоарийские имена и поклонялись индоарийским богам, пришла к власти в хурритском царстве Митанни.

Миграция ведических ариев на запад не ограничилась Верхней Месопотамией, но достигла Средиземного моря. По египетским документам из Амарнского архива известно, что в XIV в. в ряде городов Палестины и Сирии правили цари с индоарийскими именами – такие как Бирьяваза в Дамаске, Биридия в Мегиддо, Зататна и Сурата в Акре, Видия в Аскалоне и др. Индоарийские царские имена упоминаются в этом регионе также и в более древних документах – табличках из Таанаха близ Мегиддо, относящихся к середине XV в. Первоначальное появление ведических ариев в сиропалестинских землях относится, по-видимому, ко времени не позднее начала XVI в.

Индоарийские имена отмечены также среди царей гиксосов, владевших в XVII-XVI вв. Нижним Египтом, и касситов, владевших в XVI-XII вв. Вавилонией. Кроме того, среди богов, которым поклонялись касситы, наряду с собственно касситскими и вавилонскими, были и индоарийские. По своей языковой принадлежности гиксосы являлись в большинстве своём семитами-амореями с некоторой примесью хурритов, язык касситов был также по происхождению неиндоевропейским. Все эти племена были приведены в движение юго-западной миграцией ведических ариев, впервые принёсших на Ближний Восток запряжённые конями колесницы. Именно в связанных с гиксосами слоях середины XVII в. обнаружены в Египте самые ранние кости коней, и именно гиксосам приписывается введение колесничного боя в Египет, как и касситам – в Вавилонию.

Около середины XVII в. колесницы предположительно имелись в войске хеттского царя Хаттусили I. Источник их появления в Анатолии ясен из того, что хетты обучались колесничной езде по трактату митаннийца Киккули, причём в хеттском тексте без перевода были оставлены некоторые индоарийские профессиональные термины. Кроме того, слово «конь» в язык хеттов было заимствовано из индоарийского. В клинописи хетты всегда обозначали коня шумерограммой ANSHE.KUR, однако иероглифические хеттские тексты свидетельствуют, что в их языке оно звучало как ash(u)a (санскр. açva).

Письменные источники царства Митанни именуют его военную аристократию словом maryannu, которое представляет собой сочетание хурритского суффикса множественного числа с индоарийским словом, имеющим значение «юный воин» (санскр. marya). Это же слово проникло в аккадский и египетский языки в качестве обозначения колесничного бойца. Приведённые данные свидетельствуют о появлении отрядов вооружённых колесницами индоариев на Ближнем Востоке не позднее XVII в.

Со своей уральско-тобольской прародины колесницы распространись не только на юг, но и на запад и восток. Через срубные племена Северного Причерноморья они проникли в балканские индоевропейские культуры Монтеору, Отомани и Ватин и не позднее XVI в. достигли Микенской Греции. О том, какое значение имели колесницы для микенских царей, свидетельствуют стелы, возводившиеся над их захоронениями. Из шести стел, на которых можно разобрать изображённое, пять представляют сцены с участием колесниц. Колесницы также в изобилии представлены на других произведениях микенского искусства.



Каменная стела над одной из Микенских царских гробниц




Золотой перстень из Микенского царского захоронения





Примерно тогда же, когда колесницы появились в Греции, они достигли и Китая, в результате чего образовался огромный культурный горизонт, простиравшийся от Юго-Восточной Европы до Восточной Азии, объединённый сходной колесничной боевой техникой и бронзовой металлургией.

Первые индоевропейские влияния на Китай отмечаются уже в период культуры Цицзя (2000-1600 гг.), существовавшей в верховьях Хуанхэ в провинции Ганьсу на границе Китая и Таримского бассейна. В этой культуре было широко распространено заимствованное с запада коневодство, а её бронзовые ножи и топоры находились под очевидным влиянием сейминско-турбинской металлургии.

Около 1600 г. до н.э. в Китае возникает первое государство во главе с царями из династии Шан-Инь. Его центр находился в провинции Хэнань на северо-востоке Китая. Обращает на себя внимание отсутствие какой-либо преемственности между Иньской культурой и предшествовавшими ей на этой территории земледельческими культурами Яншао и Луншань. Иньцы были подвижным коллективом, передвигавшимся на запряжённых конями боевых колесницах и вооружённым бронзовым оружием, прообразы которого обнаруживаются в Андроновской культуре. По всей видимости, они были индоиранской группой, вторгшейся в Китай с северо-запада и подчинившей своей власти местных неолитических земледельцев. Это мнение подтверждается лингвистикой – слова китайского языка, обозначающие колесо, повозку и коня, имеют индоевропейское происхождение.



Иньская боевая колесница





До нас дошло описание китайского колесничного войска, сделанное в середине I тысячелетия до н.э. при сменившей Иньскую Чжоуской династии, но, вероятно, восходящее ещё к иньским временам. Согласно этому описанию, 5 колесниц составляли эскадрон, а 5 эскадронов – бригаду, при этом каждую колесницу поддерживали 10-25 пехотинцев. Почти такое же расписание имело тысячелетием раньше колесничное войско Митанни – 5-6 колесниц в эскадроне, 6 эскадронов (30-36 колесниц) вместе с пехотным отрядом под началом командира бригады. Наиболее правдоподобно это сходство объясняется наследованием из общего источника – Синташтинской культуры.

Таким образом, изобретённая синташтинцами незадолго до 2000 г. колесница за несколько столетий получила огромное распространение и к середине II тысячелетия стала излюбленным оружием царей и военной аристократии на пространстве от Греции до Китая, оставаясь им до середины следующего тысячелетия, когда на поле боя её стала вытеснять конница.



Распространение колесниц





***

Хотя индоевропейской языковой семье и приходилось отступать под напором языков других семей (например, тюрко-монгольской в Средней Азии и Анатолии), она является абсолютно самой успешной языковой семьёй в истории человечества и до сих пор, по крайней мере в лице английского языка, продолжает своё триумфальное шествие по миру.



Первоначальная область распространения праиндоевропейского языка




Современная область распространения индоевропейских языков (закрашены территории стран, в которых индоевропейские языки являются государственными)





Причём успех этот является не только количественным, выражаясь в самом большом числе носителей индоевропейских языков по сравнению с языками других семей, но и качественным. Только индоевропейские языки (прежде всего, греческий и индоарийский) смогли развиться в степени, достаточной для выражения отвлечённого мышления, без чего не могли бы появиться ни богословие, ни философия. Как на западе богословствовать и философствовать можно только по образцам, восходящим к греческому языку, так же и на востоке это можно делать только по образцам индоарийским. Язык отвлечённого греческого мышления, в свою очередь, породил современную науку, создавшую мир таким, каким мы его знаем.

Возможность того, что праиндоевропейская народность, первоначально ограниченная небольшой территорией на юге Русской равнины, уже к второму тысячелетию до н.э. смогла распространить свой язык от Британии до Китая и от Скандинавии до Индостана и в конечном счёте сыграть решающую роль в истории человеческой цивилизации, была в значительной степени обеспечена тремя описанными выше изобретениями.

Comments:

[User Picture]
From:birvlad
Date:Октябрь 28, 2012 07:05 pm
(Link)
Очень интересно. Со многим согласен. Из серьёзных возражений это про арийский вопрос. Всё таки на вой взгляд о том что разделение индоарийской общности всё таки случилось, в степях\лесостепях северного Причерноморья. Косвенно это подтверждается тем, что ведические арии принесли на Индостан злаки, окультуренные как раз в восточной Европе. (не помню где про это читал) Второе это арийские реликты, по Северному Черноморскому побережью. О.Н.Трубачёв «Indo Arica в Северном Причерноморье» И третье. Есть хорошая монография по этногенезу греков Г.Я. Веллас, Н.П. Писаревский «Скотоводы Восточно-европейской степи и лесостепи, Доантичный Эпир, Эллины и Эллада» Воронеж 2001. Там на богатом материале доказывается, что изначально какая то арийская общность подверглась сильному, влиянию, какой то кентумной общности в северном или северо-западном Причерноморье, а потом уже переселилась в Эпир, и далее в Атику и Троаду. Впрочем не являясь специалистом, я могу и ошибаться.
(Ответить) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 28, 2012 08:21 pm
(Link)
все это красиво, но если вы пишете "...Как предки русских создали современный мир." то следовало бы объяснить какое отношение имеют русские к праиндоевропейской народности, в 1 тысячелетии н.э. в волгоокском междуречье хозяйничали дьяконовская и городецкая культуры, совсем не индоевропейского, если так можно выразиться, происхождения.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 28, 2012 09:14 pm
(Link)
Русские из современных народностей наиболее генетически близки к праиндоевропейцам.

Что дьяконовская и городецкая культуры были "совсем не индоевропейского происхождения" - весьма спорное утверждение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 28, 2012 09:44 pm
(Link)
Разве существуют достоверные данные генетического исследования праиндоевропейцев? Если R1a1 то тогда уж поляки более близки.

"Что дьяконовская и городецкая культуры были "совсем не индоевропейского происхождения" - весьма спорное утверждение." и все-таки это не славяне и не балты.
Потомки дьяконовской и городецкой культуры играют какую-либо роль в формировании русского этноса?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 08:21 am
(Link)
"Если R1a1 то тогда уж поляки более близки"

А почему не монголы-хотоны с их 80% R1a1?

"и все-таки это не славяне и не балты"

Весьма спорное утверждение.

"Потомки дьяконовской и городецкой культуры играют какую-либо роль в формировании русского этноса?"

Потомки фатьяновской и балановской культуры играют какую-либо роль в формировании дьяконовской и городецкой культуры?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 29, 2012 01:41 pm
(Link)
Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 02:47 pm
(Link)
Источник?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 29, 2012 04:00 pm
(Link)
Ну это общеизвестная парадигма, индоевропейское влияние никто не отрицает, если уж китайцы попали,как вы пишете, под влияние проиндоевропейцев
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:snowtomcat
Date:Ноябрь 9, 2012 07:40 pm
(Link)
>А почему не монголы-хотоны с их 80% R1a1?

откуда у них?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 08:28 am
(Link)
"Разве существуют достоверные данные генетического исследования праиндоевропейцев?"

Немецкие генетики исследуют материалы из южнорусских курганов, включая ямные, и уже давно должны были опубликовать результаты, но пока почему-то тянут.

Из имеющегося на данный момент:


Генетическое исследование аутосомных генов из останков скифа, похороненного на Алтае около 500 г. до н.э.:

The probability of observing an individual with the Kizil skeleton STR profile was the highest in the two eastern European populations (Russia and Poland). Indeed, the likelihood that the Kizil skeleton STR profile occurred in these two populations was 10 times higher than in other European populations, 100 times higher than in eastern Asian populations, and about 100,000 times higher than in Indian populations.

Возможность найти индивида с профилем STR скелета из Кызыла оказалась наиболее высокой в двух восточноевропейских популяциях (России и Польши). Вероятность обнаружения профиля STR скелета из Кызыла в этих двух популяциях в 10 раз выше, чем в других европейских популяциях, в 100 раз выше, чем в восточноазиатских популяциях и примерно в 100 000 раз выше, чем в индийских популяциях.

Genetic Analysis of a Scytho-Siberian Skeleton and Its Implications for Ancient Central Asian Migrations
http://www.findarticles.com/p/articles/mi_qa3659/is_200402/ai_n9373553

И

В 2005 г. возле немецкого города Эйлау были обнаружены четыре коллективных захоронения культуры шнуровой керамики, относящиеся примерно к 2600 г. до н.э. Согласно наиболее распространенной точке зрения, именно пришедшие с востока племена шнуровой керамики и боевых топоров принесли в Центральную и Западную Европу индоевропейский язык и культуру.
Захоронение 90 содержало останки женщины и ребенка, 93 – мужчины и двух детей, 98 – двух взрослых и двух детей, 99 – также двух взрослых и двух детей.
У 9 из 13 людей, обнаруженных в захоронениях, удалось определить mtDNA. Они принадлежали к европейским материнским гаплогруппам H, I, K, U и X. Но самое примечательное то, что у трех человек со 100-процентной вероятностью удалось установить также отцовскую гаплогруппу.
Речь идет о захоронении 99, в котором было найдено тело взрослой женщины, обнимающей ребенка, а рядом – тело обнимающего другого ребенка мужчины в возрасте 40-60 лет.
Пол детей был определен как мужской. Оказалось, что у детей и женщины одинаковая материнская гаплогруппа (K1b), а у детей и мужчины – одинаковая мужская (R1a). Наиболее примечательно то, что впервые в истории определена мужская гаплогруппа людей культуры шнуровой керамики, и этой группой, как и следовало ожидать, оказалась R1a. Более того, когда ученые осуществили поиск соответствий для общего гаплотипа трех мужчин из захоронения 99 по базе данных, содержащей образцы 11 213 гаплотипов 100 популяций, то обнаружили два точных соответствия – одно в польском Гданьске и еще одно в русском Тамбове. Причем гданьская выборка составляла 939 человек, а тамбовская – всего 48 (в 19 раз меньше), что позволяет предполагать, что основная масса ныне живущих родственников шнуровиков из Эйлау обитает именно в России.

The consensus haplotype of the three individuals (based on most complete profile) gave two exact matches in an European population sample of 11,213 haplotypes in a set of 100 populations (as of July 2008, Release ‘‘23’’ from 2008–01-15 14:44:25): one individual from Poland (1/939 from Gdansk) and one from Russia (1/48 from Tambov). The haplotype frequency in a Eurasian/European/Eastern European metapopulation calculated with the minimum amount of loci (i.e., DYS19, DYS389I, DYS389II, DYS390, DYS391, DYS393, and DYS385; excluding DYS392) was 1.020494 _ 10_3. Because of the locus dropout of DYS392, this estimate is considered as most conservative. The Y haplotype was predicted using the Web-based program Haplotype Predictor (9). The three individuals of grave 99 belong to haplotype R1a, with a probability of 100% based on the Y-STR profile of individual 3 (10).

http://www.pnas.org/content/suppl/2008/11/17/0807592105.DCSupplemental/0807592105SI.pdf
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 29, 2012 02:36 pm
(Link)
As we recently showed, the frequencies of haplogroups could
have been significantly different between Neolithic and present
populations (41), although a similar study (from a different
region in Europe) provides evidence of genetic continuity
throughout the millennia.
в подтверждение массовых миграции населения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 02:49 pm
(Link)
Источник? О чём вообще речь, тут даже не упоминается место?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:interest3
Date:Октябрь 29, 2012 04:05 pm
(Link)
извините, это я о своем ( самое окончание статьи по вышей ссылке)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:1zubzazub1
Date:Октябрь 28, 2012 08:40 pm
(Link)
----Конь, колесо и колесница, или как предки Русских создали современный мир


издалека начали.
очень интересное объёмное повествование.


----Возможность того, что праиндоевропейская народность, первоначально ограниченная небольшой территорией на юге Русской равнины, уже к второму тысячелетию до н.э. смогла распространить свой язык от Британии до Китая и от Скандинавии до Индостана и в конечном счёте сыграть решающую роль в истории человеческой цивилизации


ещё одна экспансия белых индоевропейцев,не в последнюю очередь и нас,Русских,случилась в XVI-XX столетиях.даст Бог-не последняя!


Edited at 2012-10-28 20:42 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:az118
Date:Октябрь 28, 2012 09:45 pm
(Link)
хорошая панорама.

но откуда БМАК?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 08:36 am
(Link)
Местный средиземноморско-переднеазиатско-дравидоидно-веддоидный замес.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pessimist_v
Date:Октябрь 29, 2012 12:02 am
(Link)
Китайцы не знали "отвлеченного мышления", а у бедных семитов так и не появилось богословие? Великое открытие!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 07:55 am
(Link)
"Китайцы не знали "отвлеченного мышления""

Не знали, пока не попали под ИЕ влияние.

"у бедных семитов так и не появилось богословие"

Появилось, но только под ИЕ влиянием.

"Великое открытие!"

Нет, это элементарные факты.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pessimist_v
Date:Октябрь 29, 2012 10:25 am
(Link)
Абсолютно голословно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 29, 2012 10:43 am
(Link)
Когда у китайцев появилось отвлечённое мышление?

Когда у семитов появилось богословие?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:pessimist_v
Date:Октябрь 30, 2012 01:09 pm
(Link)
Тогда же, когда у греков.
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 30, 2012 08:34 am
(Link)
Благодарю за ценное уточнение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ssmore
Date:Октябрь 30, 2012 07:10 am
(Link)
Спасибо огромное за очень интересный очерк!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 30, 2012 08:34 am
(Link)
Спасибо на добром слове.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sp33r
Date:Октябрь 31, 2012 09:37 am
(Link)
Славный труд, хотя с некоторыми тезисами не согласен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Октябрь 31, 2012 01:13 pm
(Link)
С какими именно, если не секрет?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:1st_figure
Date:Ноябрь 1, 2012 09:21 pm
(Link)
С огромным интересом прочитал Вашу работу.
(Спешу извиниться за свои высокоумные разъяснения в посте об Иванове, поскольку сам специалистом не являюсь. Хотя чисто логически я так и не понял, отчего Вы не допускаете возможность того, о чем я написал)

Эта работа в максимальной степени соответствует тому, что понимаю под "литературой для интеллектуала" и "учебным пособием для лиц, получающих второе высшее (общественно-научное) образование". Маленькое несовпадение заключается в чрезмерной нагруженности 1-й части "доказательной базой", которая совершенно излишня для научпопа, но Вам была необходима для минимальной привязки к фактографической базе. Понимаю: дабы исключить нападки коллег; любят, ох как любят коллеги поедом есть популяризаторов.

Мне очень хочется сделать на основе Вашей работы конспект, постаравшись уложить его в 1/3 Вашего объёма, без иллюстраций. М.б. сделаю.

Еще раз огромное спасибо. И ... как Вас зовут?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 2, 2012 10:07 am
(Link)
Делайте, если хотите. Зовут Сергеем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:1st_figure
Date:Ноябрь 2, 2012 03:15 pm
(Link)
Спасибо. Я немного поясню свои цели.
Среди русского образованного слоя имеется огромный дефицит качественных исторических знаний о раннем периоде ИЕ. Этот вопрос имеет огромное значение для разработки добротной русской идеологии.
Это же касается и школьного образования. Моя дочь как раз сейчас проходит историю древнего мира. Нужен качественный факультативный курс по истории ИЕ для школьников.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:1st_figure
Date:Ноябрь 1, 2012 09:25 pm
(Link)
И еще одно.
Стремя и конскую сбрую, насколько мне известно, изобрели тюрки. Стремя помогло коннице торжествовать над колесницами, а сбруя сделала лошадь (взамен вола) тягловым животным. Верно ли это?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 2, 2012 10:13 am
(Link)
Конскую сбрую изобрели те, кто приручил коня, т.е. ИЕ.

Кто изобрёл стремя, точно не известно. Во всяком случае, не тюрки. Задолго до тюрков оно бытовало в Индии, Китае и у сарматов.


The earliest manifestation of the stirrup was a toe loop that held the big toe and was used in India late in the second century BC,[5][6] though may have appeared as early as 500 BC.[7] This ancient foot support consisted of a looped rope for the big toe which was at the bottom of a saddle made of fibre or leather. Such a configuration was suitable for the warm climate of south and central India where people used to ride horses barefoot.[8] A pair of megalithic double bent iron bars with curvature at each end, excavated in Junapani in the central Indian state of Madhya Pradesh have been regarded as stirrups although they could as well be something else.[9] Buddhist carvings in the temples of Sanchi, Mathura and the Bhaja caves dating back between the 1st and 2nd century BC figure horsemen riding with elaborate saddles with feet slipped under girths.[10][11] In this regard Sir John Marshall described the Sanchi relief as "the earliest example by some five centuries of the use of stirrups in any part of the world".[11] Later, a single stirrup was used as a mounting aid by a nomadic group known as the Sarmatians.[12]


Depiction of a Kushan divinity using an early platform-style stirrup, circa AD 150. British Museum.The invention of the solid saddle tree allowed development of the true stirrup as it is known today.[13] Without a solid tree, the rider's weight in the stirrups creates abnormal pressure points and make the horse's back sore.[14] Modern thermography studies on "treeless" and flexible-tree saddle designs have found that there is considerable friction across the center line of a horse's back.[15] A coin of Quintus Labienus, who was in service of Parthia, minted circa 39 B.C. depicts on its reverse a saddled horse with hanging objects. Smith suggests they are pendant cloths, while Thayer suggests that, considering the fact that the Parthians were famous for their mounted archery, the objects are stirrups, but adds that it is difficult to imagine why the Romans would never have adopted the technology.[16]

In Asia, early solid-treed saddles were made of felt that covered a wooden frame.[17] These designs date to approximately 200 BC.[18] One of the earliest solid-treed saddles in the west was first used by the Romans as early as the 1st century BC,[19] but this design also did not have stirrups.[18] The first dependable representation of a rider with paired stirrups was found in China in a Jin Dynasty tomb of about AD 322.[20][21][22] The stirrup appeared to be in widespread use across China by AD 477.[23]

http://en.wikipedia.org/wiki/Stirrup

Конница вытеснила колесницы ещё до появления стремени.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:1st_figure
Date:Ноябрь 2, 2012 03:10 pm
(Link)
Спасибо.
Я имел ввиду специальную сбрую для тягловых целей.

Можно ли утверждать, что именно использование стремени давало гуннам (равно как и хунну в Китае) качественное превосходство над их противниками, пока последние сами не освоили стремя?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 3, 2012 07:34 am
(Link)
Я специально этот вопрос не рассматривал, поэтому воздержусь от утверждений.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:magadansky
Date:Ноябрь 17, 2012 08:41 am
(Link)
Спасибо за отличный очерк. А каково ваше отношение к разделению индоевропейских языков на satэm - kentum по названию числительного "сто"?

Сатемовцы - балтославяне, индоиранцы, армяно-фригийцы.

Кентумовцы - германцы, кельты, италики, греки, тохары.

Анатолийцы отделились раньше, чем произошло разделение сатем-кентум.

Соотносятся ли, на ваш взгляд, эти построения языковедов с археологическими данными?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Ноябрь 19, 2012 10:16 am
(Link)
В статье я наметил примерную увязку археологических культур с языковыми группами. Что касается кентум-сатем, то это ведь лишь одна из огромного количества изоглосс, которая появилась в определённый момент, но затронула лишь часть ИЕ языков. Славянский, например, хотя и считается языком сатем, на самом деле полностью сатемизироваться не успел.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:magadansky
Date:Ноябрь 30, 2012 12:40 pm
(Link)
А какие общие изоглоссы есть у славян с германцами?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:mr7722
Date:Июнь 4, 2017 11:10 am

Так нельзя!

(Link)
Эта "работа" - показательный образец того, в чём "Русские" действительно преуспели - в воровстве. Значительная часть картинок и текста, вплоть до названия, взяты из книги "The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World" (David W. Anthony, 2007) без ссылки на первоисточник, или по-простому, спизжены.

Edited at 2017-06-04 11:15 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:aquilaaquilonis
Date:Июнь 4, 2017 11:56 am

Украинец,

(Link)
иди нахуй
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:mr7722
Date:Июнь 4, 2017 12:10 pm

Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет!

(Link)
Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!
(Ответить) (Parent) (Thread)